Список стран, входящих в евразийский экономический союз

Национальный суверенитет

При вступлении в Союз ВПП Азербайджана составил бы 4% от совокупной экономики ЕАЭС, и его население – 5% от совокупного населения объединения. В расширенном Союзе за счет Российской Федерации пришлось бы 81% ВВП и 76% населения Союза. Одновременно расширился бы экономический и демографический вес других государств-членов объединения – до 19% и 24% соответственно. Таким образом, ВВП по паритету покупательной способности расширенного ЕАЭС в 2018 году составил бы USD 4,9 трлн., его население – 194 млн

человек.Но это на самом деле не так уж важно. В отличие от того, на чем настаивает популистская пропаганда, органы и механизм принятия решения ЕАЭС построены на демократической основе

Все решения между государствами-членами должны приниматься консенсусом, и каждое государство-член имеет один голос, независимо от экономического веса или численности населения.Не Владимир Путин, а Нурсултан Назарбаев в 1994 году первым из постсоветских государственных деятелей предложил создать Евразийский союз. По его мнению, новый Союз должен был основываться на новых принципах: приоритет экономических выгод над политическими соображениями, сохранение национального суверенитета, добровольная и постепенная интеграция, невмешательство во внутриполитическую систему государств-членов. Именно так и внесено в Договор о ЕАЭС.В отличие от ЕС, повестка интеграции ЕАЭС и полномочия ее Евразийской экономической комиссии ограничены исключительно экономическими вопросами. Евразийский экономический союз не проводит «политику ценностей» и не вмешивается во внутриполитическую систему своих государств-членов. Дэвид Лэйн, исследователь Кембриджского университета, по этому поводу писал: «Евразийский экономический союз создает горизонтальные демократические условия между его государствами-членами, в то время как Европейский союз, по своему усмотрению, предписывает «демократизацию» внутри государств».Основываясь на правилах ВТО и европейском опыте интеграции, ЕАЭС стремится создать большую законность, условия для либеральной рыночной экономики и строгие многосторонние «правила игры», которых должны придерживаться все государства-члены, включая Москву. И несмотря на периодически возникающие изъятия и барьеры, по глубине институциональной интеграции и формирования общих рынков ЕАЭС уже сейчас находится на втором месте после Евросоюза, опережая по данным показателям такие объединения как МЕРКОСУР и АСЕАН.Кстати, штаб-квартира EЭK напоминает не старомодное советское министерство, а современный офис какой-то из международных консалтинговых фирм. В такой атмосфере ЕЭК постоянно пытается внедрить лучшие мировые практики и стандарты. К тому же довольно хорошо заработал Суд ЕАЭС, который находится в Минске. Он уже вынес ряд важных дел против российских актёров и в пользу наднационального права, например, по что граждане ЕАЭС не могут считаться иностранными легионерами.Впервые в истории Евразии, евразийский интеграционный проект является первым полностью мирным, добровольным, формально демократическим, равноправным и ориентированным на рыночную экономику объединением стран и народов региона. Цели, структура и механизм принятия решений в ЕАЭС – десятый аргумент почему Азербайджану стоило бы рассмотреть возможность вступления в Евразийский экономический союз.

Примечания

Русский мир

Страны русского мира  ЕАЭС: Армения • Беларусь • Казахстан • Киргизия • Россия

СНГ: Азербайджан • Молдавия (в том числе Гагаузия) • Таджикистан • Туркмения • Узбекистан • Украина

Прочие страны: Болгария • Грузия • Израиль • Латвия • Литва • Сербия • Эстония Частично признанные: Абхазия • ДНР • ЛНР • НКР • ПМР • Южная Осетия • Проекты: Новороссия • Малороссия

Организации  Евразийский союз • ОДКБ • СНГ
Общее  Русское православие • Русский язык

Внешняя политика России

Международные отношения  Австрия • Бельгия • Великобритания • Европейский Союз • Индия • Иран • Канада • Китай • Польша • Словакия • США • Украина • Япония
Границы  Изменения границ современной России • Территориальные споры России • Российская Арктика
Международная помощь  Помощь России другим странам • Списание долгов Россией • Военные действия России в Сирии
Речи Путина  Мюнхенская речь Путина • Крымская речь Путина
Санкции  Список Магнитского • Закон Димы Яковлева • Дело Скрипалей • Антироссийские санкции (список)
См. также  Евразийский союз • Денонсация Беловежских соглашений ГД РФ в 1996 году • Независимость Косово • Гибель Кристофа де Маржери • Вопросы по воссоединению Крыма с Россией • Вопросы по геополитической ситуации

Экономическое взаимодействие

Главной целью создания ЕАЭС является углубление экономической интеграции между странами региона. Поэтому неудивительно, что в задачах организации экономика стоит на первом месте.

В границах организации действует Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приятый ещё в 2010 году, до начала функционирования ЕАЭС. Он предусматривает свободное перемещение товаров без контроля на таможне на территории всех стран организации.

Применение экономических инструментов, предусмотренных концепцией развития ЕАЭС, призвано снизить стоимость товаров, которые пересекают границу, из-за отсутствия на них таможенной наценки; увеличить конкуренцию, что должно вызвать рост качества продукции; привести налоговое законодательство во всех странах к единому знаменателю; повысить ВВП членов организации и благосостояние их граждан.

Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия

Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.

Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.

Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.

Многие организации извлекают выгоду из торговли внутри таможенной территории. При этом оборот все равно падает, а ввозные пошлины осложняют импорт зарубежных товаров.

Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.

Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.

Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.

https://youtube.com/watch?v=t0ehX814zpA

Входит ли в Таможенный союз с Россией

Президент Ш. Мирзиеев объявил широкой общественности: «Знайте, что с политической точки зрения никто не отдаст нашу независимость, это в ваших руках и в руках президента, которому доверился народ». Данное высказывание имеет вес в качестве ответа на вопрос об уточнении статуса Узбекистана в рамках ЕАЭС на текущий момент.

Таможенный союз комплектовался без участия Узбекистана и ранее. А конкретно из трех стран (России, Белоруссии и Казахстана), входящих в Евразэс. Поэтому выступал объединением именовавшимся, как ТС Евразэс.

Сейчас в этот союз по режиму таможни включены:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

Если Узбекистан вступит в ЕАЭС, то он сможет претендовать и на участие в Таможенном Союзе.

Вопросы, часто задаваемые о ЕАЭС

Беларусь является ли членом Союза? Если да, то, когда вступила?

Беларусь изначально вошла в состав ЕАЭС. Вместе с Россией и Казахстаном ратифицировала соглашение 01.01.2015 года.

Существующий единый орган, отвечающий и регулирующий деятельность Евразийского союза?

Такие полномочия возложены на Евразийскую экономическую комиссию. Работает постоянно, отдельные заседания не проводит. Решает общие вопросы экономического развития стран – участниц.

Если председатель Союза? Если да, то кто?

Есть председатель, меняется каждый год. В 2019 году главенствовала Армения, соответственно Председателем был Президент этой республики – Никол Пашенян. В 2020 году главенствовала Беларусь, соответственно председательствовал Президент этой Республики – Александр Лукашенко. В 2021 году главенствует Казахстан, соответственно Председатель – глава страны Касым-Жомарт Токаев.

Коридор «Север – Юг»

Новые возможности открывает Временное соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Исламской Республикой Иран, подписанное
в мае прошлого года на Астанинском экономическом форуме. Создать ЗСТ с Ираном планируется в два этапа. На первом из них в течение трех лет будет действовать временное соглашение, которое охватит около 50% торговли и будет включать лишь часть товарной номенклатуры. Обе стороны будут применять к этим товарам сниженные тарифы. За три года планируется заключить полноформатное соглашение о создании ЗСТ, которое будет охватывать уже всю товарную номенклатуру.

Армения, как единственная страна ЕАЭС, которая непосредственно граничит с Ираном, в связи с подписанием этого соглашения получает преимущества как по наращиванию своего экспорта в Иран, так и по развитию транзитных возможностей.

По мнению аналитиков, республика может претендовать на статус транзитного моста между ЕАЭС и Ираном, что сулит ей дополнительные доходы.

Правда, для превращения в полноценный транзитный коридор между Ираном и ЕАЭС Армении необходимо восстановить железнодорожное сообщение с Россией через Грузию и Абхазию. Но, как показывает последний визит
Пашиняна в Грузию, сделать это будет непросто, и Еревану еще предстоит приложить в данном направлении большие усилия. Без ЕАЭС же развитие проекта «Север – Юг», как, впрочем, и наращивание экспорта на рынки России и других союзных государств, потеряет для Армении не только стимулы, но всякий смысл.

Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук

Участие России в международных экономических организациях

Одним из главных внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов России является активное включение в деятельность международных организаций.

Россия участвует более чем в 300 международных организациях, которые условно делятся на три группы:

  • организации системы ООН;
  • специализированные экономические и научно-технические организации;
  • организации Бреттон-Вудской системы (многосторонние валютно-финансовые и торговые учреждения).

Цель всех этих организаций не состоит в извлечении прибыли, их финансирование осуществляется из бюджета составленного из взносов стран-членов и внебюджетных добровольных средств. Они не призваны напрямую осуществлять внешнеэкономические связи, но в то же время из роль для российской и мировой экономики трудно переоценить.

На сегодня Россия состоит в следующих международных организациях:

Союзное государство, ООН (Совет Безопасности ООН), ВТО, СНГ, ОДКБ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация черноморского экономического сотрудничества, Совет Европы, Большая восьмёрка, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, Центрально-Азиатское сотрудничество (организация), Евразийское экономическое сообщество, АТЭС, АСЕАН и др.

Замечание 2

Важным является тот факт, что Россия не просто является членом этих организаций, — она активно участвует в их деятельности.
Сейчас Российская Федерация активно участвует в деятельности Организации Объединенных Наций, основными направлениями которой являются: поддержание мира, сокращение массового оружия, разработка и осуществление миротворческих операций ООН, а также поддержание здоровья населения, высокого уровня демографии и образования, забота об окружающей среде, экономическое развитие и др.

Вступление России в ВТО в 2012 году имеет два аспекта для нашего государства:

во-первых, российские предприниматели получили благоприятные условия для развития своей деятельности в странах-членах ВТО;
с другой — Россия должна на условиях взаимности и равноправия открыть свой рынок для притока иностранной конкуренции.

Велика роль России в ШОС. Наравне с КНР, Россия является очень сильной державой и крупнейшим поставщиком энергоресурсов в страны ШОС. Россия выдвинула идею создания Энергетического клуба ШОС, которую поддержали все страны-участницы организации. Помимо этого Россия является очень сильной державой в ядерной энергетике, разрабатывая мероприятия по предотвращению международных конфликтов и их мирному урегулированию.

Важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств (СНГ). На территории стран СНГ за пределами РФ проживают 20 миллионов русских и русскоязычных людей. Россия больше всех остальных стран-участниц оказывает влияние на экономику содружества, так как обладает наиболее емким рынком. Велика ее роль в улаживании конфликтов на постсоветском пространстве.

Существенна роль России и в таможенном союзе. Она стала главным организатором и смогла объединить три исторически и географически близкие страны, включая Беларусь и Казахстан. Организация представляет собой форму торгово-экономической интеграции, которая предусматривает единую таможенную территорию. В пределах этой территории не применяются экономические ограничения и таможенные пошлины.

Россия входит в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Эта организация является военно-политическим союзом, в состав которой входят: Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Целью данной организации является защита территориального пространства стран-участниц от военной агрессии, террористов и природных катастроф.

Обобщая всё сказанное, следует отметить, что Россия состоит в следующих международных организациях:

  • Союзное государство;
  • ООН (Совет Безопасности ООН);
  • ОДКБ;
  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;
  • Организация черноморского экономического сотрудничества;
  • Совет Европы;
  • Большая двадцатка;
  • БРИКС;
  • АТЭС;
  • Шанхайская организация сотрудничества;
  • Центрально-Азиатское сотрудничество (организация);
  • Евразийское экономическое сообщество;
  • Международная организация по стандартизации;
  • Международный олимпийский комитет;
  • Международная электротехническая комиссия;
  • Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности Интерэлектро;
  • Всемирная торговая организация.

Россия имеет статус наблюдателя в следующих организациях:

  • Организация исламского сотрудничества;
  • Организация американских государств;
  • Международная организация по миграции.

Есть ли прогресс в экономике?

Мнения об этом расходятся. Обычные граждане не замечают ощутимых перемен. Власти утверждают, что прогресс на лицо.

На своей последней пресс-конференции в январе 2020 года премьер-министр среди достижений страны отметил:

«По данным трех кварталов 2019 года, рост ВВП в Армении составил примерно 7,5 процента, что на 1,6 процентных пункта превосходит соответствующий показатель 2017 года, и на 1,3 процентных пункта — показатель 2018 года.

По данным трех кварталов , Армения по темпам экономического роста занимает первое место среди стран Евразийского экономического союза и стран СНГ, а по оценкам Международного валютного фонда – и в европейском регионе».

Участники заседания Высшего Евразийского экономического совета в Ереване

Евразийский экономический союз

Эмблема Евразийского Экономического Союза

Предлагаемый флаг Евразийского Экономического Союза

Евразийский экономический союз: достижения и перспективы (9 января 2017 года).

Состав ЕАЭС

  • Армения (с 10 октября 2014 года)
  • Беларусь (с 29 мая 2014 года)
  • Казахстан (с 29 мая 2014 года)
  • Киргизия (c 23 декабря 2014 года)
  • Россия (с 29 мая 2014 года)

Наблюдатели

  • Молдавия — имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (с 14 апреля 2017 года)
  • Узбекистан — имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (с 11 декабря 2020 года)
  • Куба — имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (с 11 декабря 2020 года)

Другие потенциальные участники

Рынок труда

Успех ЕАЭС был наиболее выраженным в создании единого рынка труда. По состоянию на начало 2020 года все граждане государств-членов могут свободно переезжать и работать по всей территории Евразийского экономического союза. Все пользуются одинаковыми трудовыми и социальными правами, в том числе: устройство на большинство профессий без дополнительных документов и разрешений; взаимное признание большинства образовательных сертификатов; налоговое и пенсионное резидентство; бесплатная скорая помощь и основная медицинская страховка для всех членов семьи; бесплатное образование (от детского сада до вуза) для всех членов семьи. Поэтому седьмой аргумент: встав членом Евразийского экономического союза азербайджанце, приезжающие на работу в государства-члены Союза получат те же преференции, как и все остальные трудящиеся объединения. Эффект создания единого рынка труда заметен: ежегодные темпы прироста денежных переводов физических лиц из России в страны ЕАЭС в 2015-2018 годах были в среднем на полутора раза выше, чем такие переводы в Азербайджан. За последние пять лет в Россию ежегодного прибывали около 25 тыс. граждан Азербайджана. Большая часть приезжает для работы. Их денежные переводы составили USD 800 млн. в среднем ежегодно.

Плюс на минус

Власти Узбекистана заявили о намерении вступить в Евразийский экономический союз в октябре 2019 года. Спикер российского Совета Федерации Валентина Матвиенко сказала об этом после встречи с президентом республики Шавкатом Мирзиеевым. «Президент Узбекистана принял решение, и сейчас прорабатывается вопрос о присоединении страны к Евразийскому экономическому совету», — сообщила она.

Интересно, что Мирзиеев слова Матвиенко не прокомментировал

Позицию республики осторожно обозначил вице-спикер парламента Садык Сафаев. Он подтвердил заинтересованность Ташкента в евразийской интеграции, но отметил, что окончательного решения еще нет

«Там есть свои плюсы и минусы», — сказал он.

Заявления прозвучали за два месяца до выборов в узбекский парламент. И тема вступления в союз стала в ходе избирательной кампании одной из ключевых. Политические объединения демонстрировали редкое для республики разнообразие мнений.

Узбекистан_3

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев

Фото: РИА Новости/Алексей Дружинин

В правящей Либерально-демократической партии высказывались за экономическое объединение, хотя говорили, что значимым остается и вступление в ВТО

«Важно, чтобы эти две инициативы друг другу не противоречили», — говорил представитель партии Бобур Бекмуродов

А в консервативной партии «Национальное возрождение», которая заняла в итоге второе место, идею раскритиковали. «Это организация экономическая, но за ней кроются невидимые политические цели. Это ни для кого не секрет. Грубо говоря, это второй СССР», — сказал лидер партии Алишер Кадыров.

После выборов слово взял президент республики. В послании парламенту Мирзиеев призвал «изучить вопрос налаживания взаимодействия». По его словам, депутатам и членам правительства следует всесторонне обсудить ситуацию. В другом выступлении узбекский лидер сказал, что Ташкент для начала ограничится статусом наблюдателя. «Наблюдатель — не значит член. Это вроде зрителя. Мы должны прояснить для себя, что нам подходит, что нет», — сказал он.

Борьба за пространство

Евразийский экономический союз — международное экономическое объединение. Его цель — проведение скоординированной экономической политики и создание зоны свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Договор о создании союза вступил в силу в 2015 году. В объединение входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Если Узбекистан вступит в союз, то станет третьим в объединении по номинальному ВВП и вторым по количеству населения.

Одно из главных преимуществ организации — общий рынок труда. Трудоустройство узбекских мигрантов в России и Казахстане упростится

Это важно для решения накопившихся социально-экономических проблем. Население Узбекистана в последние 10 лет растет со средней скоростью 680 тыс

человек в год. При этом средний прирост рабочих мест в республике в этот же период — 220 тыс. Прирост безработной молодежи — 460 тыс. человек в год.

Узбекистан_1

Иностранные граждане получают трудовой патент в Едином миграционном центре Московской области

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Уровень официальной безработицы среди молодежи — 17%. Разгрузка рынка труда требует создания 1,4–1,5 тыс. рабочих мест ежедневно. Таких цифр нет даже в планах правительства республики. По программе занятости в 2019 году предполагалось создавать тысячу рабочих мест в день, но, по неполным данным Госкомстата, реально создавалось только 250–260.

Еще одно преимущество — сокращение торговых барьеров при выходе на российский и казахстанский рынки. По расчетам Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР) при администрации президента Узбекистана, рост экспорта составит 15%. Импорт ж/д перевозок увеличится на 10–15%. Транспортные расходы отправителей и получателей грузов, как ожидается, сократятся на сотни миллионов долларов. Узбекистан получит доступ к недорогому дизельному топливу из Казахстана, расходы страны на горючее сократятся до 20%. Это позволит автоперевозчикам экономить до $20 млн в год.

Узбекистан_4

Грузовые составы на одной из станций Узбекистана

Фото: Global Look Press/Johannes Glöckner

Об этом говорят и узбекские чиновники. Замминистра иностранных дел Узбекистана Илхом Нематов заявил, что республике объединение необходимо: «Нам нужен рынок, нужно пространство. А где это пространство? Оно в Казахстане, в России, в Кыргызстане… Поэтому прямо скажу — я за участие», — подчеркнул он.

Опасения, впрочем, тоже присутствуют. Союз предъявляет серьезные требования к товарам и услугам. Раньше в Узбекистане на эти регламенты производители не ориентировались. А значит, довести их до необходимого уровня непросто. Кроме того, не всем отраслям узбекской промышленности выгоден безбарьерный рынок. Например, общее торговое пространство может поставить под сомнение доминирующее положение завода UzAuto Motors.

Известно, что свободное движение товаров обсуждалось в ходе визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Ташкент. Представители Узбекистана заявили, что хотели бы получить льготный переходный период. Для ряда отраслей они попросили отсрочку на 10 лет.

Заключение

Начало публичного обсуждения возможной цели вступления Узбекистана в ЕАЭС спровоцировало сильнейшие споры у узбекской общественности. А конкретно о целесообразности этого шага. В итоге дебаты привели к глобальному расколу мнений за и против интеграции.

В 2020 году в Узбекистане наблюдается серьезная перестройка политического режима, устанавливаются приоритеты во внешней политике и экономике. В связи с этим вопрос вступает ли он в ЕАЭС наиболее актуален для рассмотрения и глубокого анализирования. Но требуется параллельно рассматривать и возможность вступления в альтернативные союзы, которые негласно выступают против Евразийского. Узбекистану надо учитывать и собственные интересы взвешивая все за и против такого объединения.

«Пока еще не проявились все ожидания и выгоды для Республики Казахстан от взаимной торговли на евразийском пространстве. Основными препятствиями стали существующая практика протекционизма на национальных рынках стран-членов союза и использование барьеров и ограничений во взаимной торговле. Имеет место и низкая комплиментарность торговли между странами-интеграторами». А.Б. Ерысалова, начальник отдела стратегического анализа и прогнозирования Казахского национального аграрного университета

Шансы на присоединение Узбекистана обсуждаются достаточно давно — с начала основания ЕАЭС, а затем и с момента прихода к власти президента Ш.Мирзиеева, нацеленного на проактивную внешнюю политику. Но только за последние годы эта идея начала выражаться в практических действиях. Переговорные обсуждения по этому вопросу займут время. Россия с Узбекистаном даже создавали рабочую комиссию для анализирования преимуществ и рисков интеграции. Выводы ожидались к концу 2019 года, когда возникла опасность возникновения мировой эпидемии Covid-19. Политические переговоры не прекратились окончательно, но были приторможены из-за возникшего экономического коллапса. Сейчас перспективы вступления еще более туманны, чем раньше.

https://youtube.com/watch?v=WLKt6YYgwm4