Оглавление
- Выгоды России
- Евразийское экономическое сообщество
- Оценка ведения бизнеса по рейтингу экономик Doing Business
- Налоговый статус сотрудника и НДФЛ в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» (ред. 3)
- Органы управления ЕАЭС
- Представление
- Выгоды Казахстана
- Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе
- Достижение целей и перспективы
- Члены
- Налогообложение в ЕАЭС
- Россия
- Список
- Входит ли в Таможенный союз с Россией
- Статистика
- ЕАЭС сегодня
- Статус резидентства РФ
- Неравные возможности
- Высший совет
- Итоги 2017 года будут положительными
Выгоды России
Россия, благодаря членству в ЕАЭС, получила доступ к новым рынкам сырья, а
также рынкам сбыта своей продукции. После распада СССР Москва потеряла
большинство месторождений хромовой и марганцевой руды, титана, свинца,
урана, цинка, молибдена и некоторых других металлов.
По этой причине Россия была вынуждена закупать подобное сырьё на
территории ближнего зарубежья. С появлением ЕАЭС задача облегчилась, и
Россия может свободно закупать ресурсы у стран — участниц союза.
К тому же у России есть возможность поставлять свою продукцию в республики
ЕАЭС.
«В товарной структуре взаимной торговли государств — членов ЕАЭС
наибольший удельный вес занимают минеральные продукты (27,1% объёма
взаимной торговли), из которых 85% на рынок ЕАЭС поставляет
Российская Федерация. Существенны поставки машин, оборудования и
транспортных средств (17,5% объёма взаимной торговли, из которых 54,7%
приходится на Российскую Федерацию и 41,9% — на Республику Беларусь).
Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составила
16,1% объёма взаимной торговли, из которых 52,5% приходится на
Республику Беларусь и 35,9% — на Российскую Федерацию», — говорится в документе.
Членство России в ЕАЭС также помогло упорядочить сферу трудовой миграции.
Так, в 2015 году в России стало гораздо меньше трудовых мигрантов из
большинства стран СНГ. Это касается всех государств за исключением Армении
и Киргизии — участников ЕАЭС. По сути, в Москве остались трудовые мигранты,
которые являются гражданами стран союза.
Например, число выходцев из Азербайджана сократилось на 7,2%, Грузии — на
3,2%, Таджикистана — на 10,6%, Узбекистана — на 16,3%, Туркмении — на
16,5%.
«Таким образом, членство в ЕАЭС оказало существенное влияние на
динамику численности трудовых мигрантов. Не входящие в союз государства
пережили «миграционный шок» наиболее остро, тогда как страны —
участницы ЕАЭС избежали его или пережили в смягчённом виде», —
говорится
в докладе Евразийского аналитического клуба «Трудовая миграция в ЕАЭС на
начало 2016 года», представленного общественности в конце февраля.
Евразийское экономическое сообщество
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) было предшественником Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан в 2000 г. и вступил в силу в 2001. В 2014 году государства-члены подписали соглашение о прекращении деятельности сообщества.
Эта международная экономическая организация была создана для продвижения Таможенного союза и Единого экономического пространства между странами-членами наряду с другими задачами экономического и гуманитарного характера.
Странами-участницами были:
- Беларусь,
- Казахстан,
- Киргизия,
- Россия,
- Таджикистан,
- Узбекистан,
Странами-наблюдателями были:
- Армения,
- Молдавия,
- Украина.
Как правильно «ЕАЭС» или «ЕврАзЭС»?
В некоторых источниках используется неправильное сокращение «ЕврАзЭС» для Евразийского экономического союза, во всех официальных документах принято использовать аббревиатуру ЕАЭС.
Оценка ведения бизнеса по рейтингу экономик Doing Business
Ежегодная оценка ведения бизнеса по рейтингу экономик Doing Business, который составляется Всемирным банком (WB) и Международной финансовой корпорацией (IFC), определяет позицию государств в индексе легкости ведения бизнеса.
Высокая позиция государства в индексе легкости ведения бизнеса означает, что регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. Индекс является средним показателем страны по десяти индикаторам, каждый индикатор имеет равный вес. В мировом рейтинге по благоприятности условий для предпринимательской деятельности на 2014 г. по рейтингу экономик Doing Business лидером является Сингапур. В десятку лучших также вошли — Гонконг, Новая Зеландия, США, Дания, Малайзия, Южная Корея, Грузия, Норвегия и Великобритания. Рейтинг Doing Business составляется Всемирным банком (WB) и Международной финансовой корпорацией (IFC) Doing Business с 2005 г. (рейтинг, определяющий легкость ведения бизнеса). Задача попасть в топ-50 рейтинга зафиксирована в стратегических планах развития стран ЕАЭС.
Налоговый статус сотрудника и НДФЛ в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» (ред. 3)
В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 предусмотрена возможность расчета НДФЛ в соответствии с Договором о ЕАЭС. Возможность управлять налоговым статусом сотрудника в программе позволяет осуществлять перерасчеты НДФЛ.
Пример 1
Сотрудник А.М. Клубника, гражданин Беларуси (входит в состав ЕАЭС), приехал в РФ и работает в России с 10.07.2018 по трудовому договору. |
Рис. 1. Заполнение данных в карточке сотрудника
Пример 2
Сотруднику А.М. Клубнике работодатель компенсирует стоимость оплаты фитнеса в клубе в соответствии с трудовым договором и оплачивает не предусмотренные трудовым договором посещения бассейна. |
Для соблюдения нормы Договора о ЕАЭС о доходах от работы по найму в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 при таком налоговом статусе нерезидента ставка 13% применяется только к доходам в виде оплаты труда. Для регистрации вида дохода в программе используется понятие Категория дохода. Ставка 13% применяется в программе для категорий Оплата труда и Прочие доходы от трудовой деятельности, Оплата труда в натуральной форме. Для категории Прочий доход для нерезидентов (в т. ч. и граждан ЕАЭС) в программе применяется ставка 30 %.
В Примере 2 оплата фитнеса предусмотрена трудовым договором, потому при настройке начисления «Оплата фитнеса» на закладке Налоги, взносы, бухучет следует выбрать для кода дохода 4800 категорию дохода Прочие доходы от трудовой деятельности. Оплата бассейна трудовым договором не предусмотрена, и, соответственно, при настройке начисления категорию дохода необходимо указать Прочие доходы. При расчете НДФЛ на доход в размере 1 000 руб., предусмотренный трудовым договором, применена ставка 13%, и сумма налога составила 130 руб., а для дохода в том же размере, не указанном в трудовом договоре, применена ставка 30%, и сумма налога составила 300 руб. (рис. 2).
Рис. 2. Зависимость ставки НДФЛ нерезидента от категории дохода
Пользователю предоставлена возможность самостоятельно настраивать начисления
Обратите внимание, если для некоторых сотрудников выплата (например, «Оплата фитнеса») предусмотрена трудовым договором, а для других — не предусмотрена, то в программе необходимо настроить два различных вида расчета
Пользователю «1С:Зарплаты и управления персоналом 8» редакции 3 следует помнить, что в программе недостаточно сведений для определения необходимости изменения налогового статуса сотрудника. При получении статуса резидента гражданином ЕАЭС, как и при утрате, необходимо зарегистрировать соответствующие изменения в программе. Если бы в Примере 2 А.М. Клубника в налоговом периоде получил статус резидента, то при очередном расчете зарплаты НДФЛ, исчисленный ранее по ставке 30%, зачелся бы по ставке 13%. При утрате статуса резидента гражданином ЕАЭС в программе следует отменить примененные ранее вычеты, и при очередном расчете будет доначислен НДФЛ по ставке 13%.
От редакции. На лекции 11.07.2019 «1С-Отчетность за полугодие 2019 года — особенности формирования, новое в отчетности» эксперты 1С рассмотрят вопросы, связанные с подготовкой зарплатной отчетности в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» редакции 3, в том числе и для нерезидентов с особым статусом. Зарегистрироваться не мероприятие можно в 1С:ИТС .
Органы управления ЕАЭС
Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС)
Это высший орган ЕАЭС, в его состав входят главы государств-членов союза (состоит из президентов государств-членов). ВЕЭС принимает главные решения связанные с целями, развитием и интеграцией ЕАЭС.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)
Это наднациональный регулирующий орган, который состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии. ЕЭК начал свою деятельность в 2012 году. Основными задачами ЕЭК являются:
- предоставление кондиций для работы и прогресса Союза;
- создание рекомендаций в плане экономической интеграции в сфере действий Союза.
Суд Евразийского экономического союза
Этот судебный орган обеспечивает применение (государствами-членами и органами Союза) Договора о ЕАЭС и других договоров в сфере действий Союза. Этот постоянно действующий судебный орган Союза был создан в 2014 году.
Представление
Каждое государство имеет представительства в институтах Евразийского экономического союза. Полноправное членство дает правительству государства-члена одно место в Высшем совете Евразийского экономического союза и Евразийском межправительственном совете. Все основные решения принимаются консенсусом, хотя решения, принимаемые Евразийской комиссией, требуют квалифицированного большинства голосов. Голоса в комиссии взвешиваются так, чтобы каждая страна имела по 3 голоса. Председательство в Высшем совете Евразийского экономического союза поочередно меняется между каждым из государств-членов, что позволяет каждому государству в течение одного года помогать определять повестку дня ЕАЭС.
Национальные правительства назначают по 3 члена в Евразийскую комиссию (по согласованию с главами всех государств ЕАЭС), по 2 члена в Евразийский суд (по согласованию с другими членами) и Евразийский банк развития . Таким образом, представительство призвано не допустить того, чтобы более крупные государства имели больший вес в переговорах.
Выгоды Казахстана
Выгоды из членства в ЕАЭС извлекла и Астана. С января 2015 года было
введено соглашение, согласно которому жители республики могут 30 дней
находиться в России без обязательной регистрации.
Кроме того, по данным российского совета по международным делам (РСМД),
был зафиксирован
рост экспортных поставок Казахстана на рынок ЕАЭС в отдельных отраслях.
Помимо традиционных для Казахстана экспортных позиций, например, металлов и
изделий из них (рост на 15,4%) и продукции машиностроения (6,2%), есть и
достаточно непривычные для Казахстана отрасли — текстиль, одежда и обувь
(28%) и древесина и целлюлозно-бумажные изделия (44,%).
«Впрочем, эти две позиции не оказывают хоть сколько-нибудь значимого
эффекта на показатели товарооборота. В то же время можно предположить,
что именно эти отрасли — потенциальные «точки роста» во взаимной
торговле»,
— говорится в отчёте РСМД.
В торговле внутри союза ЕАЭС есть и другие позитивные моменты. Например,
был зафиксирован рост доли обработанных товаров с 55% в 2015 г. до 61,8% в
2016 г.
В Казахстане стремительно растёт и
автомобильный кластер. Дело в том, что объём выпуска подобной продукции в
республике в 2017 году вырос в четыре раза по сравнению с 2016-м. Эксперты
связывают подобные сдвиги с открытием новых рынков сбыта на территории
стран ЕАЭС.
В частности, в 2016 году партнёры казахстанской стороны — Renault Nissan и
«АвтоВАЗ», которые входят в состав франко-японского автомобильного
концерна, предоставили некоторым казахстанским инвесторам в лице «Бипек
Авто» и «Азия Авто» доступ на рынок азиатской части России и республик
Центральной Азии.
Так, за прошлые годы группы этих компаний уже развернули сети сбыта и
сервиса в 12 городах России — от Новосибирска до Уфы и Стерлитамака.
Предполагается, что число автоцентров будет доведено до 21. К тому же будет
запущен Усть-Каменогорский автомобильный кластер, где установят автомобили,
произведённые в Восточном Казахстане.
«Достаточно привести простой пример: автомобильное производство в
Казахстане может стать новым драйвером, если Россия отдаёт нам рынок
Центральной Азии и огромную часть своего рынка от Урала до Дальнего
Востока. Мы сможем в потенциале охватить 30 млн россиян и примерно 40
млн граждан Центральной Азии»,
— заявили ранее
эксперты.
Для Казахстана появилась возможность использовать транзитный потенциал на
пространстве ЕАЭС.
«Стране следует использовать свои географические особенности —
центральное положение в евразийском регионе и близость к Китаю прежде
всего в этом аспекте. В свою очередь, развитая транспортная
инфраструктура будет способствовать расширению производств, увеличению
их мощности и повышению товарооборота как внутри страны, так и за её
пределами»,
— заявила ранее
кандидат политических наук, заведующая сектором экономического развития
постсоветских стран Института экономики РАН Елена Кузьмина.
Президент РК
поручил
правительству к 2020-му обеспечить увеличение годового объёма транзитных
перевозок: в 7 раз для грузов, перевозимых контейнерами — до 2 млн
контейнеров, в 4 раза для пассажирских перевозок воздушным транспортом — до
1,6 млн транзитных пассажиров. Доходы от транзитных перевозок должны
увеличиться в 5,5 раза — до 4 млрд долларов в год.
Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе
Когда таможенный союз создавался, у держав, подписавших договор, экономическое положение было примерно одинаковым. Но спустя почти 10 лет ситуация несколько поменялась.
Когда был СССР, каждому государству было отведено определённое место в союзной экономике. За каждой державой была «закреплена» обязанность лидерства в определённой отрасли экономики. После распада каждая страна испытала «стресс» — пришлось вливаться в мировую экономику.
Когда было принято решение о создании единого союза, единственное, что объединяло будущих членов – географическое положение. Державы находятся в близком соседстве друг с другом, что упрощает перевозку товаров. По остальным показателям взаимные интересы полностью отсутствовали. Но нашлись такие вопросы, которые требовали совместного решения. Товарам был нужен российский рынок сбыта, а Россия нуждалась в этих товарах.
Иногда главам держав участниц Союза приходится идти на компромисс, потому что Россия занимает в нём лидирующее положение. Но пока не наблюдается единого мнения. Пример тому – «продовольственная война» между Россией и Белоруссией. Полная картина относительно того, не зря ли создавался союз, будет ясна, когда все государства будут беспрекословно соблюдать нормы подписанных договоров.
Достижение целей и перспективы
Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений, т.е. ее декларативная часть.
Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.
Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.
Члены
- Республика Армения (с 2015 г.);
- Республика Беларусь (с 2010 г.);
- Республика Казахстан (с 2010 г.);
- Кыргызская Республика (с 2015 г.);
- Российская Федерация (с 2010 г.).
Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.
Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности.
Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.
Россия | Казахстан | Беларусь | Кыргызстан | Армения |
---|---|---|---|---|
85,33% | 7,11% | 4,55% | 1,9% | 1,11% |
Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.
Налогообложение в ЕАЭС
Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:
- НДС.
- Акцизы.
Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.
Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:
- На основании ст. 150 НК РФ – товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе их в РФ.
- Товары, которые ввозятся гражданами для личных, а не для предпринимательских целей.
- Товары, передача которых осуществляется в пределах одного юридического лица.
При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:
- Договорами.
- Заявлениями.
- Транспортными документами.
Россия
В составляемом Всемирным банком ежегодном рейтинге Doing Business Россия поднялась до 92-го места с прошлогодней 112-й позиции. Согласно рейтингу Россия существенно улучшила свои показатели, упростив запуск нового бизнеса, регистрацию собственности и подключение к электронным сетям. В то же время показатели страны по условиям получения кредита и процедурам банкротства стали немного хуже. В докладе Doing Business-2014 указывается, что Россия провела реформы, облегчающие ведение бизнеса, в пяти сферах из 10 оцениваемых.
В частности, это отмена требования о предоставлении авторизованной банковской карты на момент открытия банковского счета предприятия, упрощение процедуры передачи недвижимости в собственность и получения разрешений на строительство. В прошлом году Россия поднялась на четыре позиции в рейтинге Doing Business в первую очередь благодаря улучшениям в сфере уплаты налогов, в частности, администрированию налогообложения с использованием электронных технологий. Рейтинг Doing Business на 2014 г. показывает, что из стран Таможенного союза Казахстан занимает лидирующую позицию, затем идет Беларусь — 63-е место, Россия — 92-е место. Вместе с тем результаты исследования «Ведение бизнеса 2014» показали, что, несмотря на имеющиеся достижения в создании благоприятных условий для развития бизнеса, резерв в этом направлении для стран ТС и ЕЭП остается значительным.
Правительствам стран ЕАЭС необходимо проводить реформы во всех сферах предпринимательской деятельности, в том числе с учетом рекомендаций Всемирного банка и положительного опыта зарубежных стран, с целью развития частного сектора экономики. Несмотря на имеющиеся достижения в создании благоприятных условий для развития бизнеса в странах ЕАЭС, результаты рейтинга Doing Business показывают, что имеющиеся предпосылки для совершенствования законодательств, включая налоговое законодательство, в направлении улучшения индекса легкости ведения бизнеса остаются значительным.
Евразийский экономический союз создан для того, чтобы помочь друг другу выдержать глобальную конкуренцию, создать достойные условия для занятости граждан, для бизнес-значимого импульса для развития экономики всех государств — участников Договора.
Дальнейшая стратегия стран ЕАЭС в области налоговой политики будет направлена на проведение согласованной налоговой политики, стимулирующей развитие экономик, включая совершенствование налогового законодательства и администрирования, с учетом налоговых суверенитетов, конкуренции юрисдикции, необходимости снижения вывода капитала в офшорные зоны, необходимости преодоления барьеров для трансграничных инвестиций и предпринимательской деятельности. Указанные меры должны содействовать повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и устранение налоговых барьеров, влияющих на развитие экономических связей между государствами-членами ТС и ЕЭП.
Евразийский экономический союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.
Январь 2015 г.
Список
Государства-члены Евразийского экономического союза
Государства-наблюдатели
Другие государства-кандидаты
Члены
- Армения (2 янв 2015)
- Беларусь (1 января 2015 г.)
- Казахстан (1 января 2015 г.)
- Кыргызстан (12 августа 2015 г.)
- Россия (1 января 2015 г.)
Члены-наблюдатели
- Куба 11 декабря 2020 года Куба стала членом-наблюдателем. Куба становится первой страной за пределами Евразии и первой страной из Северной и Южной Америки, получившей статус наблюдателя.
- Молдова 14 апреля 2017 г. Молдова стала первым членом-наблюдателем.
- Узбекистан 11 декабря 2020 года Узбекистан стал членом-наблюдателем.
Входит ли в Таможенный союз с Россией
Президент Ш. Мирзиеев объявил широкой общественности: «Знайте, что с политической точки зрения никто не отдаст нашу независимость, это в ваших руках и в руках президента, которому доверился народ». Данное высказывание имеет вес в качестве ответа на вопрос об уточнении статуса Узбекистана в рамках ЕАЭС на текущий момент.
Таможенный союз комплектовался без участия Узбекистана и ранее. А конкретно из трех стран (России, Белоруссии и Казахстана), входящих в Евразэс. Поэтому выступал объединением именовавшимся, как ТС Евразэс.
Сейчас в этот союз по режиму таможни включены:
- Республика Армения;
- Республика Беларусь;
- Республика Казахстан;
- Кыргызская Республика;
- Российская Федерация.
Если Узбекистан вступит в ЕАЭС, то он сможет претендовать и на участие в Таможенном Союзе.
Статистика
Население
На данный момент в странах ЕАЭС проживает 183 438 872 человека.
- = увеличение.
- = устойчиво.
- = уменьшение.
Страна | Население | Мировое положение | |
---|---|---|---|
1 июня 2017 г. | 14 июля 2019 г., | ||
Армения | 2 981 500 | 2 962 100 | 135 ( ) |
Беларусь | 9 498 600 | 9 465 300 | 93 ( ) |
Казахстан | 18 014 200 | 18 512 464 | 62 ( 3) |
Кыргызстан | 6 140 200 | 6 389 500 | 110 ( ) |
Россия | 146 804 372 | 146 793 744 | 9 ( ) |
Резюме | 183 438 872 | 184 123 108 | 8 ( ) |
HDI
Страна | ИЧР по годам | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
2015 г. | 2017 г. | 2018 г. | ||||
Россия | 0,804 ( 0,001) | 49 | 0,816 ( 0,012) | 49 | 0,824 ( 0,008) | 49 |
Беларусь | 0,796 ( 0,002) | 52 | 0,808 ( 0,012) | 53 | 0,817 ( 0,009) | 50 |
Казахстан | 0,794 ( 0,001) | 56 | 0,800 ( 0,006) | 58 | 0,817 ( 0,017) | 50 |
Армения | 0,743 ( 0,002) | 84 | 0,755 ( 0,012) | 83 | 0,760 ( 0,005) | 81 год |
Кыргызстан | 0,662 ( 0,002) | 120 | 0,672 ( 0,010) | 122 | 0,674 ( 0,002) | 122 |
Середина | 0,760 ( 0,001) | 0,770 ( 0,010) | 0,778 ( 0,008) |
ЕАЭС сегодня
На сегодняшний день в состав ЕАЭС входят пять стран: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия.
Молдавия является страной-наблюдателем.
Заключены соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, Ираном, Китаем, Кубой.
Ведутся переговоры по созданию режима свободной торговли с Сингапуром, Индией, Египтом, Таиландом, Израилем и Сербией.
В ЕАЭС действуют 4 наднациональных органа:
Высший Евразийский экономический совет — верховный орган, в который входят главы стран-членов ЕАЭС. Заседания Высшего совета проходят ежегодно.
Евразийский межправительственный экономический совет — орган, в который входят руководители правительств (премьер-министры) стран-членов ЕАЭС. Заседания совета проходят также ежегодно.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — регулярно действующий регулирующий орган, в задачи которого входит непосредственное функционирование Союза, развитие интеграции и наднациональных институтов и инструментов. Состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии.
Суд Евразийского экономического союза — судебный орган, решающий задачи правоприменительной практики наднационального законодательства ЕАЭС.
На сегодняшний день в ЕАЭС действует 47 технических регламентов, и их количество с каждым годом растёт.
Статус резидентства РФ
Как выясняется статус резидентства РФ
Пункт 2 статьи 207 НК РФ определяет порядок выяснения наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса резидента РФ. Резидентом РФ становится человек, который фактически находится в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Примечание
О налоговом статусе физлица, о начислении НДФЛ у нерезидентов и учете в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 читайте в статье «НДФЛ у нерезидентов: учет в 1С:ЗУП 8».
Следовательно, иностранец может стать налоговым резидентом РФ только спустя полгода после въезда в Россию, а россиянин может утратить статус резидента РФ, уехав из страны на полгода.
Письма Минфина России от 06.06.2014 № 03-04-05/27351, от 22.11.2012 № 03-04-06/6-331, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157, ФНС России от 05.03.2013 № ЕД-3-3/743@ и др. разъясняют особенности исчисления 183 дней пребывания на территории РФ.
Для определения статуса физического лица суммируются все календарные дни, в которых физическое лицо фактически находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев. Эти 12 месяцев могут начинаться в одном налоговом периоде и завершаться в другом. За эти 12 месяцев следует сложить все календарные дни нахождения налогоплательщика на территории РФ. Законодательство не содержит требований непрерывности периода. В расчет 183 дней кроме непосредственного пребывания на территории РФ включаются дни (в соответствии со ст. 207 НК РФ):
- лечения или обучения за границей, если срок не превышает полугода;
- работы на морских месторождениях углеводородного сырья за границей;
- приезда в РФ и дни отъезда из РФ.
Для некоторых категорий граждан (например, командированных за рубеж российских военнослужащих и сотрудников органов госвласти) налоговое резидентство определяется независимо от времени нахождения в РФ.
Что дает статус резидентства РФ
Статья 224 НК РФ устанавливает для большинства видов доходов резидентов РФ ставку НДФЛ 13%, а для нерезидентов РФ — 30%.
В соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налоговые вычеты по НДФЛ применяются к доходам только резидентов РФ.
Когда и зачем пересматривать статус резидентства РФ
Пересмотр налогового статуса необходим для выяснения правомерности применения ставки НДФЛ и вычетов по налогу.
Минфин России и ФНС России настаивают на необходимости уточнения окончательного статуса физлица по итогам календарного года и пересчете налога по иной ставке при приобретении статуса налогового резидента и при утере этого статуса (см. письма Минфина России от 22.04.2016 № 03-04-06/23366, от 19.03.2013 № 03-04-06/8402, от 28.03.2012 № 03-04-06/6-81, от 28.10.2011 № 03-04-06/6-293, ФНС России от 22.10.2012 № АС-3-3/3797@, от 14.08.2012 № ЕД-3-3/2898@). Одновременно Налоговый кодекс РФ не содержит норм, которые требуют в конце года определять налоговый статус физлица и пересчитывать в связи с этим ранее исчисленный НДФЛ.
1С:ИТС В разделе «Консультации по законодательству» см. подробнее о том, нужно ли пересчитывать НДФЛ, если статус физического лица изменяется в течение календарного года: ; . |
Неравные возможности
Казалось бы, именно на территории ЕАЭС имеются равные возможности для торговых отношений между странами – участницами союза. Но казахстанские предприниматели жалуются на недобросовестную конкуренцию, множество существующих административных и технических барьеров.
По словам члена коллегии евразийской экономический комиссии, вице-министра национальной экономики РК Серика Жумангарина, завоевывать рынок ЕАЭС необходимо: это территория с населением 180 млн человек, где только объем госзакупок оценивается в $123 млрд. Но, по мнению директора региональной палаты предпринимателей Игоря Шацкого, сделать это не так легко.
Непростая ситуация сложилась во многих сферах. Например, из-за существующих нерешенных вопросов между отраслевыми ведомствами местная цементная компания не смогла получить российский сертификат на ввоз цемента. Без него за каждый вагон сырья предусмотрен штраф в размере 100 тыс. рублей. Понятны меры, предпринимаемые российской стороной с целью защиты своего рынка. Вот только у себя на родине казахстанские товаропроизводители защищены слабо: российский цемент беспрепятственно поступает в РК.
В похожую ситуацию попало и другое предприятие из Усть-Каменогорска – АО «Казэлектромонтаж», которое решило принять участие в госзакупках и продать национальной компании РФ электрический шкаф. Проведение необходимой отраслевой сертификации изделия требовало «пожертвовать» для испытаний такой же шкаф стоимостью 10 млн тенге. Сделка не состоялась. Показательно, что ранее компания экспортировала в Россию 60% своей продукции, сейчас – 2%.
Высший совет
В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.
Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.
Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.
К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:
- утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
- назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
- формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
- рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
- утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
- осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
- принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.
По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.
Итоги 2017 года будут положительными
В целом успехи присутствуют не только в отдельных странах союза, но и в
целом по самому ЕАЭС. По последним данным, объём внешней торговли
продукцией внутри Евразийского экономического союза со странами вне ЕАЭС
за январь — сентябрь 2017 года составил 450,8 млрд долларов США, в том числе
экспорт — 274,3 млрд долларов, импорт — 176,5 млрд долларов.
«По сравнению с аналогичным периодом 2016 года объём внешней торговли
возрос на 24,7%, или на 89,2 млрд долларов. Объём экспорта товаров
увеличился на 25,6%, или на 55,9 млрд долларов, импорта — на 23,3%,
или на 33,3 млрд долларов. Положительное сальдо внешней торговли
товарами увеличилось с 75,2 млрд долларов в январе — сентябре 2016
года до 97,8 млрд долларов в январе — сентябре 2017 года», —
говорится
в документах ЕЭК.
Общий̆ рост объёмов взаимной̆ торговли в январе — сентябре 2017 года по
сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 8241,8 млн
долларов, или 26,9%.
«По минеральным продуктам показатель увеличился на 2160,5 млн долларов
(на 25,2%), машинам, оборудованию и транспортным средствам — на 1773,5
млн долларов (на 34,3%), металлам и изделиям из них — на 1753,9 млн
долларов (в 1,5 раза), продовольственным товарам и
сельскохозяйственному сырью — на 918,7 млн долларов (на 18,2%)».
С 2014 года на показатели стран ЕАЭС оказывали негативное влияние
внешние факторы, что привело к снижению ряда показателей. Однако уже в 2017
году по многим из них возобновился рост. Итоги 2017 года пока не подведены,
но уже очевидно, что они будут лучше 2016 и тем более 2015 года.