Кому и сколько должны белорусы: государственный долг вырос на 26% в 2020 году

Внешний долг на сегодняшний день

По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2020 год составляет $481 473,0 млн. С одной стороны, это много. Но если смотреть структуру задолженности, ситуация совершенно иная. Правительство РФ по выпущенным в оборот облигациям и прямым займам должно $69 460,0 млн. В том числе:

  • по кредитам международным банкам (МБРР, МБР, НБР БРИКС и др.) и фондам (МВФ) – $22 270,0 млн.;
  • владельцам ценных бумаг – $46 139,0 млн.

Внешний долг ЦБ РФ составил $12 890 млн.

Задолженность банков значительно сократилась и составляет всего 76 560,0 млн. долларов США. Это напрямую связано с санкциями против банковской системы, в результате чего доступ к краткосрочным кредитам (коротким деньгам) полностью перекрыт. С одной стороны плюс, с другой – минус. Ведь на краткосрочных кредитных деньгах банки, как это не покажется странным, но зарабатывали и платили налоги в бюджет.

Корпоративный внешний долг вырос и составляет $322 563,0 млн. Его объем самый значительный. Но это тот случай, когда можно не волноваться: в сумму задолженности входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. Таким образом, текущая задолженность может сильно колебаться в отдельные месяцы одного года.

Структура внешнего долга

Структуру внешнего долга можно рассматривать по нескольким параметрам. Наибольший интерес вызывают источники возникновения и перечень стран с удельным весом госдолга, перед которыми возникла задолженность.

По источникам госдолг подразделяется:

  • на обязательства перед держателями ценных бумаг, которые выпустило правительство;
  • кредиты у международных структур: банков и фондов;
  • гарантийные обязательства при оформлении займа корпоративным сектором у субъектов международного права. Выдаются в основном крупным государственным корпорациям (Газпром, Роснефть и т.д.);
  • долги по внешнеторговому обороту – товар в страну ввезен, но валюта на счет продавца еще не ушла.

В разрезе стран, которым должна Россия, на ведущих позициях офшоры, через которые и идут в основном торговые потоки: Кипр, Исландия, Люксембург, а так же Великобритания и Голландия. Китай предоставил кредит на строительство нефте- и газопроводов. С другими странами стандартная задолженность по внешнеторговым операциям.

Временная регистрация для граждан Белоруссии

Под временной регистрацией в данном случае подразумевается постановка на миграционный учет. Согласно действующему законодательству, этим должна заниматься принимающая сторона:

  • Работодатель. Если мигрант из Беларуси приезжает в Россию с целью трудоустройства, решение вопроса о регистрации возлагается на руководителя компании. Если иностранец собирается проживать по месту расположения организации и для этого есть все условия, его можно зарегистрировать по данному адресу.
  • Арендодатель. В 90% случаев мигранты арендуют жилье, и тогда постановкой на миграционный учет должны заниматься арендодатели. Для этого достаточно обратиться в УВМ МВД по адресу расположения квартиры с пакетом документов.
  • Администрация гостиницы. Если иностранец собирается находиться более 90 дней в РФ и жить в гостинице, вопросом регистрации должна заниматься именно администрация гостиницы, в которой он проживает.

Пример №1: оформление регистрации гражданину Беларуси в РФ

Мужчина приехал из Минска в Воронеж для трудоустройства в одну из местных организаций. При прохождении границы ему был выдан билет, дата – 01.10.2018 года. Следовательно, без регистрации он может находиться в России до 90 суток или до 31.12.2018 года, после чего он должен покинуть РФ.

Мигрант сразу после приезда снял квартиру за свой счет и договорился с собственником о постановке на миграционный учет. Регистрация была оформлена уже спустя 14 дней после прибытия на 1 год. Впоследствии мужчина нашел работу и заключил трудовой договор с работодателем на срок в 5 лет. Регистрация была продлена на аналогичный период. Несмотря на это, мигрант должен будет ежегодно подтверждать свое пребывание в РФ через УВМ МВД по месту жительства.

История госдолга России

Государственный долг РФ фактически образовался в 1991 году — сразу же после прекращения существования СССР, когда Россия как его преемница полностью взяла на себя обязательства Советского Союза. Отвалившиеся от центра бывшие союзные республики рассчитались за это отказом от своей доли в советских зарубежных активах. Данные по истории госдолга РФ ниже собраны из сообщений ЦБ и Минфина.

В 1990-е годы — период тяжелейшего экономического кризиса — Россия практически перестала погашать обязательства СССР и начала набирать новые долги. Соответственно, их объем рос и после 1998 года достиг тогдашнего локального максимума в 188 млрд USD. Часть денег при этом была заимствована из МВФ:

После достигнутого в 1998 году пика кризиса и прохождения дефолта российский внешний долг начал уменьшаться — в начале 2000-х благодаря росту нефтяных цен Россия оказалась в состоянии платить по счетом. К концу лета 2006 года после длительных переговоров Россия досрочно выплатила по кредитам Парижского клуба $22,5 млрд.

Следом началась новая фаза роста долга — выправление финансового положения в стране в 2000-е сделало доступными зарубежные кредиты. В результате, упав к 2002-му до 146 млрд. USD, внешний госдолг России снова вырос к 2008 году почти до 0,5 трлн USD.

Объемы российских внешних займов затормозились в том же 2008-м из-за мирового кризиса. Но всего через год показатель внешнего госдолга РФ опять продемонстрировал рост и продолжил свое восхождение.

В 2013 году были осуществлены выплаты по обязательствам СССР Чехии, Финляндии и Черногории общим объемом 3,65 млрд. USD. Однако на фоне общего внешнего долга эта сумма составила только 0.5%. 8 августа 2017 года Россия завершила расчеты с кредиторами Союза, уплатив $125,2 млн. Боснии и Герцеговине.

Новый (пока не превзойденный) максимум внешней задолженности России — свыше 700 млрд. USD — был отмечен летом 2014 года. После этого он стал быстро падать по причине западных санкций, наложенных на российское государства из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной. Западные финансовые институты были лишены возможности продолжать кредитование резидентов РФ.

Зимой 2014—2015 Россией были произведены пиковые выплаты  — более 100 миллиардов долларов за несколько месяцев. Это привело к валютному кризису в России и падению рубля, а также значительному сокращению золотовалютных резервов государства. За год действия моратория на кредитование объем внешнего долга РФ снизился почти на 200 миллиардов USD.

Может показаться удивительным, но актуальный госдолг РФ к ВВП составляет лишь 12.6% — только у четырех стран мира этот показатель ниже. У ТОП-10 мировых должников отношение более 100%, а у Японии и вовсе около 250%. По абсолютному значению бесспорным лидером являются США с показателем более 20 трлн. $.

Для чего создан Международный валютный фонд

Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций

Сейчас мой публичный инвестпортфель — более 5 000 000 рублей.

Я регулярно получаю много вопросов и специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать в различные активы. Рекомендую пройти, как минимум, бесплатную неделю обучения.

Если вам интересна практика и какие инвестрешения в моменте принимаю лично я, то вступайте в Клуб Ленивого инвестора.

Подробнее

Любая экономика может испытывать проблемы и попадать в длительные периоды экономического спада. Примером таких обстоятельств являются внутренний или глобальный финансовый кризис, вооруженные конфликты и восстания. Вторая Мировая война стала препятствием в развитии экономических связей и роста национальных экономик государств в середине ХХ века. Для восстановления международного экономического равновесия был создан Международный валютный фонд.

Суть МВФ заключается в поддержании финансовой стабильности путем кредитования стран – членов фонда для погашения их долговых обязательств. Образование организации является следствием проведения конференции на американском курорте Бреттон-Вудс. Она прошла под эгидой Организации Объединенных Наций и была посвящена международным валютно-финансовым отношениям после II Мировой войны. Заложенная тогда система глобального валютного регулирования получила название Бреттон-Вудской. 27.12.1945 года считается официальной датой создания фонда. Начало реальной деятельности пришлось на 1 марта 1947 года. Первым клиентом МВФ стала послевоенная Франция, нуждавшаяся в кредитах на восстановление разрушенной экономики.

В хартии МВФ прописаны следующие ключевые цели деятельности организации:

  • содействие международному сотрудничеству в области монетарной политики;
  • долгосрочное кредитование «проблемных» стран с краткосрочными долговыми обязательствами;
  • консультирование должников по вариантам преодоления кризиса;
  • сбор и публикация финансовой статистики по государствам и регионам мира;
  • поддержание стабильности курсов национальных валют стран – участниц фонда.

История деятельности фонда напрямую коррелирует с экономической и политической ситуацией в мире. Например, первые десятилетия существования фонда активно кредитовались страны, восстанавливающиеся после войны. Затем два десятилетия был период затишья, а в 60–70-е годы последовал рост количества взятых кредитов. Кредитный бум сменился спадом спроса на услуги МВФ вплоть до 2008 года, после чего последовало резкое увеличение количества займов, предназначенных для преодоления результатов глобального финансового кризиса. Судя по истории активности фонда, прослеживается явная связь между регионом и политическими событиями, происходящими в нём. Например, после распада СССР резко возросло количество кредитов, взятых странами – участницами СНГ.

Долги ставят рекорды

По итогам первого полугодия государственный долг Белоруссии по отношению к ВВП достиг исторического максимума.

Чтобы понять, откуда взялся этот рекорд, нужно немного углубиться в историю. До 1996 года Белоруссия брала в долг деньги и у стран Европы, и у России, но в относительно небольших объёмах. Хотя и собственная экономика в первой половине 1990-х годов была невелика, так что те заимствования выглядели немалыми.

Однако в 1996 году в честь создания Союзного государства России и Белоруссии Борис Ельцин списал братскому государству все долги. После этого лет десять всё было хорошо: Минск получал энергоносители по льготной цене, для белорусских предприятий был открыт российский рынок и экономика могла расти без внешних заимствований. По данным белорусского Минфина, на 1 января 2007 года внешний и внутренний госдолг составлял 6,5% по отношению к ВВП страны.

  • Бывший президент РФ Борис Ельцин и Александр Лукашенко. 1995 год
  • РИА Новости

Всё начало меняться в 2007 году, когда после остановки процесса союзной интеграции в Москве пересмотрели цены на энергоносители для Белоруссии. Именно тогда, желая сохранить высокие темпы экономического роста и стабильность обменного курса белорусского рубля, официальный Минск начал активно привлекать кредиты.

В период с 2007 по 2011 год долговая нагрузка на экономику сильно выросла: если на начало 2007-го внешний и внутренний госдолг по отношению к ВВП составлял 6,5%, то в начале 2012-го — 27%.

«Проценты и выплаты по кредитам легли тяжёлым бременем на экономику Белоруссии, которая уже не росла прежними темпами. С 2013 года ежегодные выплаты Беларуси по внешнему и внутреннему госдолгу превышают $3 млрд, — рассказал RT белорусский политолог Антон Платов. — Одалживать деньги прежними темпами уже не получалось, многие кредиторы перестали работать с Минском по политическим причинам, например, МВФ. Пришлось срочно подружиться с Китаем — Пекин выдавал кредиты, правда, только «связанные» (когда сами деньги остаются в Пекине, а белорусские власти могут их потратить на закупку китайских же товаров. — RT), зато без оглядки на такие вещи, как права человека».

В 2015 и 2016 годах произошла заметная девальвация белорусского рубля, из-за чего экономика страны в долларовом выражении «ужалась», а госдолг, номинированный преимущественно в валюте, заметно вырос по отношению к ВВП. Если в начале 2015-го внутренний и внешний госдолг по отношению к ВВП составлял 22,3%, то в начале 2016-го — уже 31,5%, а в начале 2017-го — 39,4%.

В начале нынешнего года Белоруссия частично рассчиталась по иностранным кредитам, но получила новые транши от России и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), а в июне разместила евробонды на $1,9 млрд. 

Также по теме

Валюта выбирает курс: на каких условиях МВФ может предоставить Минску крупный кредит

В Минске завершились срочные внеплановые переговоры между Александром Лукашенко и топ-менеджерами МВФ. Решение о предоставлении…

Как результат, внешний госдолг вырос до рекордных $15,6 млрд, а уровень госдолга по отношению к ВВП достиг максимального значения за всю историю страны — 40,4%.

«Интересный момент: никто не может сказать, что Белоруссия должна столько-то, то есть назвать одну цифру. Потому что можно считать долги по множеству методик, — объяснил RT Антон Платов. — Например, нередко договорённости о кредитах достигаются главами стран или правительств, но оформляются, как кредиты от одного банка другому. Плюс банковские гарантии по сделкам — как их учитывать? Плюс кредиты, взятые за рубежом белорусскими госпредприятиями, по которым поручилось государство. Нюансов здесь множество, и цифры, соответственно, получаются разные».

Народные настроения на фоне новостей о белорусском долге перед Россией

Александр Лукашенко поясняет, что изредка действительно могут происходить такие ситуации, когда в ряде обменников не хватает наличности, но, в его представлении, так происходит всегда, если среди населения повышается спрос. Не стал он и делать призывы касательно массового оттока средств из банков

Президент акцентировал внимание на том, что в стране предостаточно резервов для того, чтобы сдержать курс

Эксперты сходятся во мнении, что повышенный интерес к процедуре снятия вкладов и увеличившийся ручеек ожидающих в очереди на обмен валюты развился сразу же после завершения президентской кампании.

Не забыл господин Лукашенко затронуть тему стабилизирующих рычагов ситуации в стране – золотовалютных резервов. Политик сообщил, что будто предчувствовал подобное развитие событий, поэтому заранее распорядился о том, чтобы вернуть золотые резервы обратно. Не сбрасывает первое лицо государства со счетов и прирост валюты по части экспорта. Особенно он выделил проведенную работу с Россией и КНР.

Текущие кредитные операции с Россией

За 2015 год Беларусь получила от России $1,572 млрд. Для сравнения, транш на сумму в 1,7 млрд. Украина вот уже почти год безуспешно пытается получить от МВФ, который ставит различные жесткие условия. Доступность этих средств обуславливает преимущественное направление кредитования (более 65 %) именно в РФ. Кроме этого одним из крупнейших доноров белорусской экономики остается Евразийский фонд реконструкции и развития, российская доля капитала которого весьма высока. Так вот, еще два миллиарда, обещанные 25 марта (соглашение уже подписано), имеют все то же происхождение. Кстати, речь первоначально шла о большей сумме (2,5 или даже 3 млрд.), но так как финансовые возможности РФ сейчас ухудшились, то «сторговались» на двух, то есть минимальной сумме, необходимой для поддержания национальной экономики на плаву. В какой-то степени Россия чувствует свою ответственность за сложившуюся ситуацию, ведь девальвация рубля нанесла убытки казне Беларуси, оцениваемые в $700 млн. Жесткие условия по использованию заемных средств практически не предъявляются. Правда, часть средств, выделенных ЕФСР ($110 млн.), предназначена на оплату российских долгов, то есть представляет собой перекредитование.

Динамика внешнего долга

Центральный банк РФ даёт следующую статистику по изменению внешнего долга Российской Федерации и её золотовалютным резервам.

ОГУ ОДКР Банки Проч. Всего ЗВР
01.01.1994 111,8 3,9 1,3 0,8 117,9 7,6
01.01.1995 118,5 4,7 2,3 1,2 126,7 6,5
01.01.1996 114,8 10,3 4,7 2,9 132,7 17,2
01.01.1997 125,8 12,9 8,7 5,5 153,0 15,3
01.01.1998 136,4 13,5 18,2 14,8 182,8 17,7
01.01.1999 138,9 19,5 10,0 20,0 188,4 12,2
01.01.2000 133,2 15,7 7,7 21,5 178,2 12,4
01.01.2001 116,7 11,9 9,0 22,4 160,0 27,9
01.01.2002 103,0 8,1 11,3 23,9 146,3 36,6
01.01.2003 96,8 7,5 14,2 33,8 152,3 47,7
01.01.2004 98,2 7,8 24,9 55,1 186,0 76,9
01.01.2005 97,1 8,2 32,3 75,7 213,4 124,5
01.04.2005 92,7 7,8 34,4 84,4 219,4 137,3
01.07.2005 90,9 9,0 37,6 90,3 227,9 151,5
01.10.2005 71,8 9,2 43,3 102,3 226,8 159,5
01.01.2006 71,1 10,9 50,1 124,9 257,1 182,2
01.04.2006 69,5 16,5 57,2 129,9 273,2 205,8
01.07.2006 66,4 12,4 66,7 143,2 288,8 250,5
01.10.2006 45,3 9,0 78,4 136,4 269,3 266,1
01.01.2007 44,7 3,9 101,1 163,3 313,1 303,7
01.04.2007 43,3 8,7 110,8 191,9 354,9 338,8
01.07.2007 40,7 8,1 130,9 219,2 399,1 405,8
01.10.2007 39,6 12,8 147,6 237,6 437,8 425,3
01.01.2008 37,3 1,9 163,6 260,9 463,9 478,7
01.04.2008 36,8 2,5 171,4 272,1 483,0 512,5
01.07.2008 34,6 3,2 192,8 303,6 534,4 568,9
01.10.2008 32,5 3,3 197,8 307,0 540,8 556,8
01.01.2009 29,4 2,7 166,2 282,0 480,5 426,2
01.04.2009 27,3 2,4 146,4 270,0 446,3 383,8
01.07.2009 30,0 3,9 141,6 290,3 465,9 412,5
01.10.2009 31,1 12,2 135,8 294,6 473,9 413,3
01.01.2010 31,3 14,6 127,2 294,0 467,2 439,4
01.04.2010 31,3 12,2 129,0 290,8 463,3 447,4
01.07.2010 35,4 11,9 122,1 287,9 457,4 461,2
01.10.2010 34,8 12,2 140,0 289,5 476,6 490,0
01.01.2011 34,5 12,0 144,2 298,1 488,9 479,3
01.04.2011 35,3 12,4 149,1 312,6 509,6 502,4
01.07.2011 35,1 12,7 159,0 331,9 538,8 524,5
01.10.2011 33,3 11,8 157,3 325,2 527,7 516,8
01.01.2012 33,2 11,2 162,8 337,8 545,1 498,6

C 2012 года по настоящее время

Изменения внешнего долга России, в миллионах долларов США:

Государство Частн. долг Общий долг Междн. рез. Облиг. США
01.01.12 221 595 317 290 538 884 498 649 145 672
01.04.12 230 956 326 565 557 521 513 491 155 436
01.07.12 257 563 313 089 570 652 514 317 156 183
01.10.12 277 197 321 729 598 927 529 893 171 147
01.01.13 298 930 337 490 636 421 537 618 164 379
01.04.13 355 057 336 615 691 672 527 708 149 400
01.07.13 366 124 341 640 707 764 513 772 131 599
01.10.13 371 567 344 693 716 260 522 580 149 897
01.01.14 375 905 352 959 728 864 509 595 131 777
01.04.14 375 558 340 334 715 892 486 131 116 395
01.07.14 379 595 353 184 732 779 478 250 114 547
01.10.14 351 581 329 276 680 857 454 240 108 939
01.01.15 304 892 295 009 599 901 385 460 82 208
01.04.15 278 944 278 351 557 295 356 365 66 530
01.07.15 276 958 279 382 556 340 361 571 82 126
01.10.15 277 537 259 352 536 890 371 267 82 014
01.01.16 268 137 250 351 518 489 368 399 96 896
01.04.16 267 703 252 418 520 121 387 008 82 500
01.07.16 264 392 258 623 523 015 392 757 88 219
01.10.16 262 815 255 515 518 330 397 743 74 584
01.01.17 252 102 259 650 511 752 377 741 86 160
01.04.17 255 103 266 492 521 595 397 907 104 896
01.07.17 254 907 272 120 527 027 412 239 103 146
01.10.17 259 289 270 225 529 514 424 766 104 978
01.01.18 253 655 264 559 518 213 432 742 96 898
01.04.18 255 528 264 733 520 262 457 995 48 724
01.07.18 231 140 259 660 490 801 456 749 14 907
01.10.18 215 609 254 916 470 525 459 163 14 629
01.01.19 207 482 247 198 454 680 468 495 13 180
01.04.19 222 132 246 531 468 663 487 803 12 134
01.07.19 225 455 254 392 479 847 518 363 8500
01.10.19 220 256 254 657 474 913 530 923 10 695
01.01.20 225 404 266 014 491 418 554 359 10 510
01.04.20 205 644 252 287 457 932 563 473 6853
01.07.20 216 068 266 728 482 795 568 872 5879
01.10.20 210 690 252 976 463 666 583 426 6155
01.01.21 595 774

«Иностранные» займы»

Беларусь привлекает средства и из дальнего зарубежья. В 2015 году Китай выделил более $528, однако эти средства предоставлены на условиях «связанности», что означает их жесткую целевую направленность и начало выплат после реализации инвестируемых проектов. Иными словами, эти деньги нельзя «проесть», ими невозможно рассчитаться по другим займам, сроки по которым уже подходят, или истратить их каким бы то ни было иным способом. Всемирный банк также кредитовал белорусскую экономику на сумму $72,9 и тоже целевым образом, на создание инфраструктуры. При этом долги перед «дальними» заемщиками из КНР и Европы Минск оплачивает регулярно, в отличие от российских, но Москва пока неизменно идет на встречу в вопросах отсрочки и реструктуризации, тем самым улучшая кредитную историю своего ближайшего партнера.

Экономическая модель

Когда нынешнюю Беларусь сравнивают с бывшим Советским Союзом, то не всегда есть понимание того, как это близко к правде. В каком-то смысле можно считать заслугой сегодняшнего руководства страны то, что в отличие от большинства новых независимых государств, здесь не было беспощадно санировано (уничтожено) отечественное производство, в том числе и промышленное. Однако при этом для повышения их эффективности за долгие годы так практически ничего и не сделано. Ярким примером может служить положение с телевизорами «Горизонт», производившимися в Минске. Непосредственно белорусского в аппаратуре оставалось немного: крупноузловая «отверточная» сборка, упаковочная коробка, шильдик на корпусе и инструкция, напечатанная на национальном языке. Все остальное: жидкокристаллический экран, плата и даже сетевой шнур — сделаны в КНР, Южной Корее или на Тайване. Отсюда высокий уровень валютной составляющей (до 80 %) и низкая конкурентоспособность на российском рынке после девальвации рубля. Но на других производствах не делалось и таких попыток работать как-то по-новому, а советские методы на практике доказали свою неэффективность.

Кто и сколько должен нам

Итак, по данным Всемирного банка, на конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 миллиарда по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юридических лиц, гарантированные государствами.

В списке крупнейших заёмщиков – суверенных должников России – Белоруссия, Венесуэла, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Сирия.

Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран (данные Всемирного банка). К слову, больше всех в мире дал взаймы Китай, прокредитовавший развивающихся заемщиков на $149 миллиардов.

РБК констатирует: «…данные о долговых обязательствах основаны на отчётности, которую министерства финансов развивающихся стран передают во Всемирный банк. Однако, по его словам, около 5 процентов всего объёма двусторонней задолженности развивающихся государств не распределено по странам-кредиторам. Кроме того, в списке заёмщиков России от Всемирного банка нет Ирака и Кубы – их задолженность перед Россией в конце 2018 года могла достигать почти $4 миллиарда»

Крупнейший государственный должник России – Белоруссия с $8,1 миллиарда на конец 2019 года («сумма совпадает с той, которую Минфин Белоруссии раскрывал в проспекте своих еврооблигаций в июне 2020 года» – РБК). В конце 2020 года было подписано межправительственное соглашение о предоставлении Минску ещё $1 миллиарда российского кредита.

Более $1 млрд на конец 2019 года была должна России каждая из стран: Бангладеш, Венесуэла, Индия, Вьетнам и Йемен, следует из данных Всемирного банка. «Бангладеш является бенефициаром экспортных кредитов России на постройку атомной электростанции (АЭС), строящейся с 2017 года. При экспортном кредите «живых» денег страна-бенефициар не видит: они идут на оплату поставок, услуг или работ российских экспортеров» (данные РБК). По информации Всемирного банка, в 2019 году появился двусторонний долг Египта перед Россией на сумму $495,5 миллиона.

Задолженность африканских стран (не считая Египта) перед Россией составила $973 миллиона на конец 2019 года. Это Сомали ($418 миллионов), а также Мозамбик, Эфиопия, Мадагаскар, Замбия, Судан и Танзания. Этим странам их долг, по имеющимся данным, нами пока не списан. В основном они брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты – у Замбии и Мозамбика, видно из статистики Всемирного банка.

Правила пересечения российско-белорусской границы

Граждане большинства иностранных государств при пересечении границы с РФ должны заполнять миграционные карты, но белорусов это не касается. Для них с 2015 года предусмотрена упрощенная процедура въезда, что действительно облегчает прохождение пограничного контроля и жизнь в целом.

При пересечении границы белорусам выдается билет, где будет указана дата прибытия – на нее и следует ориентироваться при расчете сроков пребывания. Отсчет начинается со дня, следующего за датой въезда.

Также существуют отдельные правила в зависимости от способа прибытия в Россию: на поезде, автомобиле, самолете или пешком. Рассмотрим их подробно.

Способ Особенности Дополнительно
На поезде Билеты нужно приобрести заранее на кассе любого белорусского ЖД-вокзала в зависимости от точки отправления. Детям от 5 до 10 лет предоставляются скидки, а ребенок до 5 лет может проехать бесплатно Погранконтроль производится в упрощенном порядке. Взрослым понадобятся только паспорта, на детей до 14 лет – свидетельства о рождении
На автомобиле Придется проходить пограничный контроль. Пребывание на границе может занять несколько часов в зависимости от количества желающих пересечь ее, но обычно все проходит быстро Понадобится «Зеленая карта» – специальная страховка для международных поездок. Ее можно купить заранее, либо приобрести у агента сразу на границе. В последнем случае возможна большая наценка. Также понадобится водительское удостоверение, паспорт, свидетельство на транспортное средство
На самолете Это самый простой вариант. К пассажирам дополнительные требования не устанавливаются, досмотр может проводиться выборочно. Погранконтроль по понятным причинам не осуществляется Мигрантам нужно иметь при себе паспорта
Пешком Применяются практически аналогичные правила, как и для автомобилистов. Исключение – не нужна страховка на автомобиль. Тщательный досмотр может проводиться на российской стороне Понадобится только паспорт для пересечения границы. При погранконтроле выдается билет, подтверждающий дату и сам факт перехода границы

Некоторые переходят границу пешком, добравшись на нее на автомобиле из Беларуси, а затем уезжают уже на транспорте встречающих знакомых или родственников. Весь процесс занимает от 30 до 90 минут в зависимости от загруженности КПП.

Правила регистрации

Постановлением Правительства от 17.07.1995 года под № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан РФ с учета по месту жительства и временного пребывания на территории России и должностных лиц, отвечающих за прием в миграционную службу необходимых документов.

Прописка различается по сроку, она может быть постоянной и временной.

Постоянная регистрация, в соответствии с законом, может быть оформлена в жилплощади, которая принадлежит гражданину на праве собственности или занимается на основании договора соц. найма. Все граждане должны быть прописаны в месте своего фактического проживания на постоянной основе.

Местом временного пребывания может являться гостиница, хостел, санаторий или иное рекреационное учреждение. Также временная прописка оформляется в местах лишения свободы, местах прохождения военной службы.

Временная прописка может быть оформлена в съемной квартире, апартаментах или жилом помещении родственников.

Сроки временной прописки

Обязанность временной регистрации возникает, если гражданин переезжает из места своего жительства более, чем на 90 дней. В случае проживания в жилом помещении дольше установленного срока без постановки на учет, к нарушителям могут быть применены меры административной ответственности в виде штрафа (от 2 до 5 тыс. рублей согласно ст. 19.15.1 КоАП РФ).

На протяжении последнего времени были сделаны изменения в закон о регистрации.

Поправки, внесенные в Федеральный Закон о регистрации, заключаются в следующем:

  • Временная прописка оформляется также в отношении лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях;
  • Введен термин «фиктивной прописки», который значит, что человек проживает не по месту своего фактического проживания;
  • Установлена уголовная ответственность за осуществление фиктивной регистрации граждан РФ, иностранных граждан, а также лиц без гражданства. В Уголовный кодекс РФ была включена соответствующая статья (ст. 322.2 УК РФ);
  • При нарушении правил регистрации по месту пребывания либо месту постоянного жительства предусматриваются административные санкции.

Как расплачиваться

Ещё в 2015 году руководство Белоруссии озаботилось снижением уровня долговой нагрузки на экономику. Тогда правительство утвердило Стратегию управления государственным долгом на 2015—2020 годы, которая предполагала, что не менее половины внешнего долга будет погашаться за счёт внутренних ресурсов, а вторая половина — рефинансироваться (то есть выплачиваться за счёт новых займов).

План был хорош тем, что предполагал постепенное снижение уровня долговой нагрузки. Однако продолжавшиеся почти год (с весны 2016-го по весну 2017-го) нефтегазовые противоречия Минска и Москвы подкосили доходы белорусского бюджета, и республике вновь пришлось залезать в долги. Как результат, величина госдолга и в денежном выражении, и по отношению к ВВП пока продолжает расти.

Долговую нагрузку на экономику Белоруссии получится снизить тогда, когда эффективно работающие предприятия смогут обеспечить достаточные темпы экономического роста. Но для этого нужны реформы в реальном секторе — те самые, на проведение которых белорусское правительство уже брало деньги и у МВФ, и у ЕФСР.

Ещё один вариант, прямо связанный с предыдущим, — снижать фискальную нагрузку на экономику. Но решение вопросов о сокращении налогов и вообще о значительном стимулировании бизнес-активности в стране белорусский президент пока отложил на октябрь.

Как сильно Белоруссия зависит от России

«Российский рынок — основной для белорусского экспорта сельскохозяйственного машиностроения, продуктов пищевой промышленности, – объясняет директор Института международной экономики и финансов ВАВТ Александр Кнобель. — Конечно, Белоруссии надо пытаться диверсифицировать экспорт. Но проблема в том, что конкурентная на российском рынке продукция не обязательно будет востребована в Европе». 

Только прямые российские инвестиции в 2011–2019 годах, согласно данным ЦБ, составили почти $8 млрд. Но постепенно объем поддержки снижается. Если в 2011 году на Белоруссию приходилось 4,2% всех прямых инвестиций России, то в 2018-м — всего 2,1%.