Оглавление
- Предпосылки
- Предыстория создания
- Органы управления
- Международные отношения ЕС
- Примечания
- Таможенная территория и особенности управления
- Территории ЕС с отказом
- Таможенный союз ЕАЭС
- Анализ деятельности
- Территория и управление
- Органы управления ЕАЭС
- Высший совет
- Евразийский экономический союз. Справка
- Документы при приеме на работу
- Происхождение
- Краткие выводы
Предпосылки
Необходимость создания некоего интеграционного экономического объединения на постсоветском пространстве возникла сразу же, как только это пространство стало постсоветским. Во время существования СССР экономики союзных республик были сильно взаимозависимы. Во многих производственных циклах абсолютно нормальной была ситуация, когда деталь А делалась в одной союзной республике, деталь Б делалась в другой, а их итоговая сборка осуществлялась в третьей.
Естественно, во времена СССР с перемещением товаров и людей через границы республик не было никаких проблем. Но после распада Союза стало очевидно, что политический суверенитет и жёсткий таможенный контроль на границе — это, конечно, хорошо, но развитию внешней торговли и, как следствие, росту экономики не очень способствует.
Более того, крайне наглядной иллюстрацией этих размышлений было становление во второй половине ХХ века Европейского союза. То есть, давно уже независимые европейские государства осознали необходимость экономической интеграции и планомерно шли к ней долгие годы.
Поэтому, несмотря на популярный тренд политической независимости в начале 90-х, в экономике наоборот, царили интеграционные настроения. Впервые озвучил витавшую в воздухе мысль и использовал термин «Евразийский союз» Нурсултан Назарбаев, во время своего первого официального визита в РФ в 1994 году:
Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики.
Также одним из немаловажных факторов является создание в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО). Это событие на ближайшие несколько лет определило информационную повестку дискуссий о евразийской интеграции, обозначив вступление в ВТО как Большую Цель, к которой должна двигаться каждая уважающая себя национальная экономика.
В этом смысле региональная экономическая интеграция с ближайшими соседями рассматривалась, как промежуточный этап ко вступлению в ВТО. Дело в том, что страна-кандидат на вступление в ВТО обязана была иметь определённую законодательную базу и развитые инструменты таможенного и экономического контроля. Это же было необходимо и для региональной интеграции. Соответственно, одной из целей евразийской экономической интеграции было развитие национальных законов и вышеупомянутых инструментов, приведение их к тому уровню, который необходим для вступления в ВТО.
Предыстория создания
Давайте выясним, как образовалась такая организация, как Евразийский экономический союз.
Началу реинтеграции государств на просторах бывшего СССР положило создание СНГ. Договор о формировании данного образования в декабре 1991 был подписан между главами РСФСР, Беларуси и Украины. Позже, до 1994 года включительно, к нему присоединились все советские республики, кроме стран Прибалтики. Правда, Туркменистан принимает участие в организации на правах ассоциации, парламент Украины так и не ратифицировал соглашение, поэтому, хотя страна является учредителем и участником объединения, но юридически не его член, а Грузия в 2008 году вышла из СНГ.
Вместе с тем за время своей работы институты Содружества показали свою низкую эффективность. Решения органов СНГ фактически не были обязательными для его членов и зачастую не исполнялись, а экономический эффект от сотрудничества был минимальным. Это заставило задуматься правительства некоторых стран региона о создании более эффективных систем взаимодействия.
Заявление о необходимости создания более тесного союза, чем СНГ, который подразумевал бы системную интеграцию экономик стран-участниц, а также общую оборонную политику, высказал президент Казахстана. По аналогии с Европейским союзом он назвал гипотетическую организацию Евразийским союзом. Как видим, название прижилось и в будущем было использовано при создании новой экономической структуры.
Следующим шагом на пути взаимной интеграции было подписание в 1996 году между лидерами России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана Договора об углублении интеграции. Его действие охватывало как экономическую, так и гуманитарную сферы.
Органы управления
Члены Евразийского экономического союза сформировали органы управления этой международной организации.
Высший евразийский экономический совет — орган управления ЕАЭС самой высокой степени. В него входят главы, которые представляют государства Евразийского экономического союза. Данный орган решает все самые важные вопросы стратегического характера. Проводит собрание он раз в год. Решения принимаются исключительно в единогласном порядке. Страны Евразийского экономического союза обязаны исполнять все постановления Высшего совета ЕАЭС.
Естественно, что орган, собирающийся раз в год, не может в полной мере обеспечить постоянное функционирование всей организации. Для этих целей была создана комиссия Евразийского экономического союза (Евразийская экономическая комиссия). В задачи этой структуры входит подготовка и реализация конкретных интеграционных мер, которые предусмотрены общей стратегией развития, выработанной Высшим советом. На данный момент в комиссии работает 1071 человек, которые получили статус международных служащих.
Исполнительным органом комиссии является Коллегия. В её состав входит четырнадцать человек. По сути каждый из них является аналогом министров в национальных правительствах и отвечает за конкретное направление деятельности: экономика, энергетика, таможенное сотрудничество, торговля и т. д.
Международные отношения ЕС
Отношения с Белоруссией
После развала СССР Белоруссия некоторое время держала курс на евроинтеграцию. Однако после прихода к власти Александра Лукашенко во внешней политике Беларусь взяла курс на сближение с Россией.
В 2004 году, когда в Белоруссии была отменена поправка в конституции, по которой президент мог избираться лишь на 2 срока, Евросоюз, как и США, отреагировал на это весьма нервно. Итогом стала санкционная война против Белоруссии.
В 2006 году, после переизбрания Лукашенко на 3 президентский срок, ЕС поддержал майдан в Минске (который в последствии был разогнан). Санкции против Белоруссии были ужесточены.
Тоже самое было и во время президентских выборов 2010 года.
Лишь в начале 2016 года санкции с Белоруссии были сняты.
Отношения с Россией
Основная статья: Отношения России и Европейского Союза
Отношения России и Евросоюза имеют большое, прежде всего экономическое значение для обеих сторон, поскольку европейский газовый рынок является одним из важнейших для России мировых газовых рынков. Ввиду географической близости, Россия имеет весомое экономическое влияние в ЕС.
Однако геополитические интересы России и ЕС прямо противоположны, в связи с чем двухсторонние отношения часто бывают в напряжении, что в свою очередь очень выгодно для США, а для них идея экономического уничтожения России является одной из главных целей во внешней политике.
Отношения с Ираном
Иран ранее был мишенью для внешней политики Евросоюза. Ещё в 2005 году ЕС ввёл санкции против Исламской Республики, когда та начала разработку своего ядерного оружия. Лишь в начале 2016 года, благодаря усилиям российской дипломатии, удалось наконец достичь определённых договорённостей по иранской ядерной программе, в результате чего с Ирана были сняты санкции, введённые ЕС, были наконец то сняты. Также идут переговоры о возможных поставках иранской нефти в страны ЕС, но пока что, поскольку Иран не добывается достаточное количество нефти для экспорта, такая перспектива далека от реализации.
Отношения с ЛАГ
Лига Арабских государств (ЛАГ) является одним из партнёров ЕС в деле дестабилизации Ближнего Востока. В своё время ЛАГ посодействовала ЕС и США по уничтожению Ливии, сейчас тоже самое идёт и отношении Сирии.
Отношения с Китаем
С Поднебесной Евросоюз имеет относительно мирные отношения, в отличие от США. Со стороны ЕС имеется интерес к развитию сотрудничества с Китаем, особенно в сфере экономики. Китай же, в свою очередь, имеет геополитические интересы в ЕС, которые не сталкиваются с интересами России в Европе, но зато сталкиваются с американскими.
Отношения с США
Основная статья: Отношения США и Европейского Союза
Отношения США и ЕС больше напоминают вассальные, чем союзнические — ибо США не особо волнуют геополитические и экономические интересы Евросоюза. Тем не менее, отношения с ЕС для США имеют большое значение, так как по сути между Россией и США идёт негласная борьба за геополитическое и экономическое влияние на страны Евросоюза, особенно в сфере поставок газа. В своем фундаментальном труде «Великая Шахматная доска» Збигнев Бжезинский характеризует Евросоюз следующим образом:
Европа является естественным союзником Америки. Она разделяет те же самые ценности; разделяет главным образом те же самые религиозные взгляды; проводит ту же самую демократическую политику и является исторической родиной большинства американцев |
…современная Западная Европа производит впечатление попавшей в затруднительное положение, не имеющей цели, хотя и благополучной, но неспокойной в социальном плане группы обществ, не принимающих участия в реализации каких‑либо более крупных идей. Европейское объединение все больше представляет собой процесс, а не цель |
Отношения с Турцией
Турция является давним кандидатом на вступление в ЕС (хотя, до тех пор пока Турция не отзовёт признание Северного Кипра, шансы на вступление крайне маловероятны).
Ранее Турция часто отказывалась от выгодного сотрудничества с Россией, ради сближения с ЕС, но в середине 2010-х гг. Турция предпочла заместо евроинтеграции сближение с Россией.
Примечания
Русский мир |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
Внешняя политика России |
||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Таможенная территория и особенности управления
Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.
Управление деятельностью объединения осуществляется органами:
- Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
- Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
- Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.
Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.
Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.
Территории ЕС с отказом
Хотя все государства-члены ЕС являются частью таможенного союза, в нем участвуют не все их соответствующие территории. Территории государств-членов, которые остались за пределами ЕС ( заморские территории Европейского Союза ), как правило, не участвуют в таможенном союзе.
Однако некоторые территории в пределах ЕС не участвуют в таможенном союзе по налоговым и / или географическим причинам:
- Бюзинген-ам-Хохрайн (немецкий эксклав в Швейцарии, часть Швейцарской таможенной зоны )
- Гельголанд (небольшой немецкий архипелаг в Северном море со статусом без НДС)
- Ливиньо (отдаленный альпийский городок в Италии со статусом без НДС)
- Сеута и Мелилья (испанские территории в Африке без НДС).
Исторические отказы
Следующие территории были исключены до конца 2019 года:
- Кампионе д’Италия (эксклав Италии, окруженный швейцарской территорией)
- итальянские воды озера Лугано
Таможенный союз ЕАЭС
Общее таможенное пространство для свободного движения товаров и услуг было создано в 2010 году между странами:
- Беларусь,
- Россия,
- Казахстан.
В декабре 2010 года эти три страны подписали Декларацию о создании единого экономического пространства, положив начало ЕАЭС.
В 2012 году это сотрудничество вступило в действие как Единое экономическое пространство. К свободному движению товаров и услуг добавились капитал и рабочая сила.
В 2015 году к ним присоединились ещё две страны:
- Армения,
- Киргизия.
Таким образом, участниками ТС ЕАЭС на 2020 год являются:
- Беларусь,
- Россия,
- Казахстан,
- Армения,
- Киргизия.
Анализ деятельности
ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.
Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.
В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.
Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.
Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.
Территория и управление
Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства. Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.
Предел территории – граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза.
Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа:
- Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
- Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.
Органы управления ЕАЭС
Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС)
Это высший орган ЕАЭС, в его состав входят главы государств-членов союза (состоит из президентов государств-членов). ВЕЭС принимает главные решения связанные с целями, развитием и интеграцией ЕАЭС.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)
Это наднациональный регулирующий орган, который состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии. ЕЭК начал свою деятельность в 2012 году. Основными задачами ЕЭК являются:
- предоставление кондиций для работы и прогресса Союза;
- создание рекомендаций в плане экономической интеграции в сфере действий Союза.
Суд Евразийского экономического союза
Этот судебный орган обеспечивает применение (государствами-членами и органами Союза) Договора о ЕАЭС и других договоров в сфере действий Союза. Этот постоянно действующий судебный орган Союза был создан в 2014 году.
Высший совет
В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.
Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.
Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.
К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:
- утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
- назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
- формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
- рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
- утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
- осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
- принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.
По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.
Евразийский экономический союз. Справка
Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.
В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.
Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе была провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.
Создание ЕАЭС означает переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.
Основными целями Союза являются:
— создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
— стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
— всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. ВЕЭС рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.
Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.
Реализацию и контроль за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета обеспечивает Межправительственный совет (ЕМС), состоящий из глав правительств государств-членов. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.
Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.
Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.
В 2016 году в указанных органах председательствует Казахстан.
Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена процедура выхода из Союза.
Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, который формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов.
Бюджет ЕАЭС на 2016 год — 7 734 627,0 тысячи рублей.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Документы при приеме на работу
Список документов, необходимых для трудоустройства граждан ЕАЭС, практически не отличается от перечня документов, подаваемых российскими гражданами. Статьей 65 ТК РФ установлен обязательный минимум документов, которые должен подать соискатель при приеме на работу.
К таким документам относятся:
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
- трудовая книжка;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);
- документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний. Он обязателен, если к специалисту, занимающему должность, предъявляются такие требования. Для граждан ЕАЭС в целях осуществления трудовой деятельности это документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств ЕАЭС, без проведения процедур признания документов об образовании (п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС). Между тем для некоторых отраслей обязательна процедура признания документов об образовании. Речь идет о педагогической, юридической, медицинской и фармацевтической деятельности;
- справка о наличии или отсутствии судимости или уголовного преследования. Этот документ обязателен, только когда нельзя допускать к работе осужденных и подозреваемых в преступлениях. Это прямо установлено законами. Например, такое условие предусмотрено для педагогов.
Требовать документы воинского учета, в том числе военный билет, при приеме на работу иностранцев не нужно. Согласно ст. 327.3 ТК РФ при заключении трудового договора поступающий на работу иностранный гражданин не предъявляет работодателю документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
Кроме документов, обозначенных в ст. 65 ТК РФ, иностранный гражданин предъявляет работодателю дополнительные документы. К таким документам относятся:
- разрешение на временное проживание в РФ — при заключении трудового договора с временно проживающим в РФ иностранным гражданином;
- вид на жительство — при заключении трудового договора с постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином;
- полис добровольного медицинского страхования. Граждане Армении, Казахстана и Киргизии со статусом временно пребывающих в РФ при трудоустройстве должны представить полис ДМС. Исключение составляют случаи, когда работодатель сам заключает договор о предоставлении такому сотруднику платных медицинских услуг (ст. 327.3 ТК РФ). Застрахованным в системе обязательного медицинского страхования он признается только после заключения трудового договора (Письмо Минтруда России от 17.12.2015 N 16-4/В-823).
Реквизиты полиса ДМС или договора работодателя с медорганизацией нужно вписать в трудовой договор с иностранным сотрудником. Такой порядок предусмотрен ст. 327.2 ТК РФ.
Иностранные граждане, временно или постоянно проживающие в РФ (кроме высококвалифицированных специалистов), застрахованы. Поэтому они вправе получить полис обязательного медицинского страхования. Сделать они это могут, самостоятельно обратившись в страховую медицинскую организацию (ст. 10, 46 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
Происхождение
В конце 1980-х государства-члены ЕАСТ во главе со Швецией начали рассматривать варианты присоединения к существовавшему тогда Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС), предшественнику Европейского союза (ЕС). Причины этого разнообразны. Многие авторы ссылаются на экономический спад в начале 1980-х годов и последующее принятие ЕЭС «повестки дня для Европы на 1992 год» в качестве основной причины. Рассуждая с либеральной межправительственной точки зрения, эти авторы утверждают, что крупные транснациональные корпорации в странах ЕАСТ, особенно в Швеции, настаивали на членстве в ЕЭС под угрозой переноса своего производства за границу. Другие авторы указывают на окончание холодной войны , что сделало вступление в ЕЭС менее политически спорным для нейтральных стран.
Между тем Жаку Делору , который в то время был президентом Европейской комиссии , не понравилась идея расширения ЕЭС за счет большего числа стран-членов, поскольку он опасался, что это помешает Сообществу завершить реформу внутреннего рынка и установить денежно-кредитную политику. союз. В январе 1989 года он предложил Европейское экономическое пространство (ЕЭП), которое позже было переименовано в Европейское экономическое пространство, как оно известно сегодня.
Однако к тому времени, когда в 1994 году было создано ЕЭЗ, доверие к нему снизилось из-за ряда событий. Прежде всего, Швейцария отклонила соглашение о ЕЭЗ на национальном референдуме 6 декабря 1992 г., препятствуя полной интеграции ЕС-ЕАСТ в ЕЭЗ. Кроме того, Австрия подала заявку на полноправное членство в ЕЭС в 1989 году, за ней в период с 1991 по 1992 год следовали Финляндия, Норвегия, Швеция и Швейцария (вступление Норвегии в ЕС было отклонено на референдуме , Швейцария заморозила свою заявку в ЕС после того, как соглашение с ЕЭП было отклонено в референдум ). Падение «железного занавеса» сделало ЕС менее решительным принять эти высокоразвитые страны в качестве государств-членов, поскольку это уменьшило бы давление на бюджет ЕС, когда к нему должны были присоединиться бывшие социалистические страны Центральной Европы.
Краткие выводы
Это:
- Таможенный союз – соглашение, по которому участники могут снизить или вовсе убрать таможенные пошлины за перевозку товаров. Цель создания – единое комфортное таможенное пространство.
- Основная цель – увеличение товарооборота между участниками, защита рынков каждой державы, выпуск конкурентоспособных товаров.
- Первое соглашение между Россией, Белоруссией и Казахстаном были подписаны в 1995 году.
- В 2020 году 5 государств входит в ЕАЭС. Изъявляли желание на присоединение Тунис, Узбекистан, Сирия.
- Одновременно действует Зона Свободной Торговли. Сюда входит дополнительно входит Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
- До сих пор много противоречий между странами – участниками. Основная причина – различие национальных интересов. Не каждый участник выполняет нормы ранее подписанных договоров.
Не смотря на конфликты, тенденции к достижению поставленных целей и перспектив имеются. Но это станет возможным только тогда, когда все будут предписанные нормы будут исполнятся совместно.