Евразийский экономический союзеаэс

Оглавление

Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия

Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.

Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.

Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.

Многие организации извлекают выгоду из торговли внутри таможенной территории. При этом оборот все равно падает, а ввозные пошлины осложняют импорт зарубежных товаров.

Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.

Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.

Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.

https://youtube.com/watch?v=t0ehX814zpA

Международная деятельность

Союз решает внешнеэкономические задачи, стоящие перед его членами. В рамках компетенции налаживается сотрудничество с госструктурами, объединениями, прочими субъектами по отраслевым направлениям.

Международная работа, заключение договоров опираются на решения Высшего Евразийского экономического совета. На этой базе также ведутся переговоры, подписываются соглашения, с учетом выполнения внутригосударственных процедур.

Общие процессы сотрудничества отражаются в международных актах. К компетенциям относят:

  • экономико-финансовую сферу;
  • торговлю и таможенное взаимодействие;
  • электронный документооборот и техническое регулирование;
  • развитие промышленности и АПК;
  • энергетическое сотрудничество.

Скриншот главной страницы сайта ЕАЭС

Интересно! Конкурс WorldSkills 2019 г.: что это и кто участвует.

Примечания

Русский мир

Страны русского мира  ЕАЭС: Армения • Беларусь • Казахстан • Киргизия • Россия

СНГ: Азербайджан • Молдавия (в том числе Гагаузия) • Таджикистан • Туркмения • Узбекистан • Украина

Прочие страны: Болгария • Грузия • Израиль • Латвия • Литва • Сербия • Эстония Частично признанные: Абхазия • ДНР • ЛНР • НКР • ПМР • Южная Осетия • Проекты: Новороссия • Малороссия

Организации  Евразийский союз • ОДКБ • СНГ
Общее  Русское православие • Русский язык

Внешняя политика России

Международные отношения  Австрия • Бельгия • Великобритания • Европейский Союз • Индия • Иран • Канада • Китай • Польша • Словакия • США • Украина • Япония
Границы  Изменения границ современной России • Территориальные споры России • Российская Арктика
Международная помощь  Помощь России другим странам • Списание долгов Россией • Военные действия России в Сирии
Речи Путина  Мюнхенская речь Путина • Крымская речь Путина
Санкции  Список Магнитского • Закон Димы Яковлева • Дело Скрипалей • Антироссийские санкции (список)
См. также  Евразийский союз • Денонсация Беловежских соглашений ГД РФ в 1996 году • Независимость Косово • Гибель Кристофа де Маржери • Вопросы по воссоединению Крыма с Россией • Вопросы по геополитической ситуации

История

Выборы 2000 года

Создание единого государства открыло перед политическими силами новые возможности. В течение апреля’—мая 2000 года’ сформировались крупнейшие партии союза. 21 мая по всей стране прошли выборы Совет Народных Депутатов, большинство на котором получила коалиция КПС, НДП и части левых беспартийных депутатов, набрав в сумме 51,2% мест в парламенте. Места в нижней палате парламента расположились следующим образом:

Политическая партия Процент голосов Депутатов в Совете
Коммунистическая Партия Союза 28,2% 423
Народно-Демократическая Партия 19,6% 294
Либерально-Демократическая Партия 14,7% 220
Партия «Единство» 17,3% 260
Национальный Союз 7,8% 117
Беспартийные 12,4% 186

На первом заседании Съезда Народных Депутатов было принято решение о назначении президентских выборов на 2 июля. Выборы прошли в два тура: в первом обозначились два фаворита — А.Лукашенко (38,4%) и С.Шойгу (27,1%), в результате повторных выборов 23 июля президентом Союза стал де-факто беспартийный кандидат, которого поддержали коммунисты и народные демократы — Александр Лукашенко.

Налоговая реформа

Для сокращения расслоения населения страны, было решено ввести прогрессивную шкалу налогообложения. В июне 2001 года был принят налог на роскошь.

В ноябре 2000 года был введён Единый Социальный Налог, который стал финансировать социальные расходы государства. В 2001 году был снижен налог на прибыль предприятий до 25%, что позволило повысить собираемость этого налога. Эта реформа позволила высвободить большую часть государственных доходов, которые были направлены на дальнейшее стимулирование экономики и улучшения инфраструктуры страны. 

В феврале 2002 года была создана система упрощённого налогообложения, которая позволила облегчить налоговое бремя для новых предприятий. В 2003 году, в рамках программы поддержки села были сняты налоги с предприятий сельскохозяйственной отросли.

Административная реформа

В рамках формирования единого государства было решено передать местным властям большие полномочия, так же часть налогов уходило не в федеральный, а в местный бюджет. Вскоре из региональных бюджетов деньги направились на ремонт дорог и муниципальных учреждений. Правда, в связи с этим пришлось усилить контроль за расходованием средств, чтобы не допустить роста коррупции.

Социальная политика

В социальной сфере была продолжена политика, которая проводилась в Российской Федерации. В первый год новое правительство довело пенсии всех республик до уровня 160 рублей (97,5$).

В 2002 году Правительство Союза начало программу по массовому строительству жилья. Под непосредственным управлением государства была создана компания «ГосСтрой», которая занялась строительством бюджетного жилья по всей стране.

Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС

Техническое регулирование — один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.

Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.

В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:

  • Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
  • Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
  • Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
  • Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
  • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

Подробную информацию о техническом регулировании в Таможенном союзе ЕАЭС вы можете получить из специально брошюры, подготовленной специалистами Евразийской экономической комиссии:

21.12.2017

Представление

Каждое государство имеет представительства в институтах Евразийского экономического союза. Полноправное членство дает правительству государства-члена одно место в Высшем совете Евразийского экономического союза и Евразийском межправительственном совете. Все основные решения принимаются консенсусом, хотя решения, принимаемые Евразийской комиссией, требуют квалифицированного большинства голосов. Голоса в комиссии взвешиваются так, чтобы каждая страна имела по 3 голоса. Председательство в Высшем совете Евразийского экономического союза поочередно меняется между каждым из государств-членов, что позволяет каждому государству в течение одного года помогать определять повестку дня ЕАЭС.

Национальные правительства назначают по 3 члена в Евразийскую комиссию (по согласованию с главами всех государств ЕАЭС), по 2 члена в Евразийский суд (по согласованию с другими членами) и Евразийский банк развития . Таким образом, представительство призвано не допустить того, чтобы более крупные государства имели больший вес в переговорах.

Органы управления ЕАЭС

Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС)

Это высший орган ЕАЭС, в его состав входят главы государств-членов союза (состоит из президентов государств-членов). ВЕЭС принимает главные решения связанные с целями, развитием и интеграцией ЕАЭС.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)

Это наднациональный регулирующий орган, который состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии. ЕЭК начал свою деятельность в 2012 году. Основными задачами ЕЭК являются:

  • предоставление кондиций для работы и прогресса Союза;
  • создание рекомендаций в плане экономической интеграции в сфере действий Союза.

Суд Евразийского экономического союза

Этот судебный орган обеспечивает применение (государствами-членами и органами Союза) Договора о ЕАЭС и других договоров в сфере действий Союза. Этот постоянно действующий судебный орган Союза был создан в 2014 году.

Экономическое взаимодействие

Главной целью создания ЕАЭС является углубление экономической интеграции между странами региона. Поэтому неудивительно, что в задачах организации экономика стоит на первом месте.

В границах организации действует Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приятый ещё в 2010 году, до начала функционирования ЕАЭС. Он предусматривает свободное перемещение товаров без контроля на таможне на территории всех стран организации.

Применение экономических инструментов, предусмотренных концепцией развития ЕАЭС, призвано снизить стоимость товаров, которые пересекают границу, из-за отсутствия на них таможенной наценки; увеличить конкуренцию, что должно вызвать рост качества продукции; привести налоговое законодательство во всех странах к единому знаменателю; повысить ВВП членов организации и благосостояние их граждан.

Экономика

Общая характеристика

В 2012 году ВВП по ППС Евразийского Союза составляло 4210,8 млрд.$ (5-е место в мире).

Государство имеет значительную роль в экономике: так 42% промышленных предприятий находится в руках государства. Кроме того, конституцией Союза за государством закреплены все недра. При этом почти вся сфера услуг контролируется частными лицами.

Евраз

20 Евраз, образца 2005 года

Евраз, как единая валюта для Евразийского Союза была принята ещё до его объединения, в 1999 году. В 2006 году старые денежные знаки были заменены на новые достоинством 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100, 200 рублей.

Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе

Когда таможенный союз создавался, у держав, подписавших договор, экономическое положение было примерно одинаковым. Но спустя почти 10 лет ситуация несколько поменялась.

Когда был СССР, каждому государству было отведено определённое место в союзной экономике. За каждой державой была «закреплена» обязанность лидерства в определённой отрасли экономики. После распада каждая страна испытала «стресс» — пришлось вливаться в мировую экономику.

Когда было принято решение о создании единого союза, единственное, что объединяло будущих членов – географическое положение. Державы находятся в близком соседстве друг с другом, что упрощает перевозку товаров. По остальным показателям взаимные интересы полностью отсутствовали. Но нашлись такие вопросы, которые требовали совместного решения. Товарам был нужен российский рынок сбыта, а Россия нуждалась в этих товарах.

Иногда главам держав участниц Союза приходится идти на компромисс, потому что Россия занимает в нём лидирующее положение. Но пока не наблюдается единого мнения. Пример тому – «продовольственная война» между Россией и Белоруссией. Полная картина относительно того, не зря ли создавался союз, будет ясна, когда все государства будут беспрекословно соблюдать нормы подписанных договоров.

Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза

В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия).
На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:

  • Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза;
  • международные соглашения государств–участников ЕАЭС, регулирующие таможенные правоотношения;
  • решения Евразийской экономической комиссии;
  • национальное таможенное законодательство стран-участниц.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.

Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.

Таможенная территория и особенности управления

Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.

Управление деятельностью объединения осуществляется органами:

  1. Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
  2. Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
  3. Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.

Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.

Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.

Таможенный союз ЕАЭС

Общее таможенное пространство для свободного движения товаров и услуг было создано в 2010 году между странами:

  • Беларусь,
  • Россия,
  • Казахстан.

В декабре 2010 года эти три страны подписали Декларацию о создании единого экономического пространства, положив начало ЕАЭС.

В 2012 году это сотрудничество вступило в действие как Единое экономическое пространство. К свободному движению товаров и услуг добавились капитал и рабочая сила.

В 2015 году к ним присоединились ещё две страны:

  • Армения,
  • Киргизия.

Таким образом, участниками ТС ЕАЭС на 2020 год являются:

  • Беларусь,
  • Россия,
  • Казахстан,
  • Армения,
  • Киргизия.

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются:

  • Высший Евразийский экономический совет (высший орган управления)
  • Евразийский межправительственный совет
  • Евразийская экономическая комиссия (рабочий постоянно действующий орган)
  • Суд Евразийского экономического союза

Направления деятельности Евразийской экономической комиссии:

  • Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов в отношении третьих стран;
  • статистика внешней и взаимной торговли;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • взаимная торговля услугами и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
  • таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • и другие.

Принципы деятельности

Сообщество работает в режиме:

  • поддержания международного права, в том числе в отношении равенства государств, их территориальной неприкосновенности;
  • принятия политического устройства стран-участниц;
  • взаимовыгодны, равноправия и национальных интересов;
  • рыночных отношений на основе здоровой конкуренции;
  • таможенных законов.

Для выполнения задач союз создает вспомогательные органы:

  • объединения руководителей;
  • рабочие группы;
  • комиссии по направлениям;
  • координационные советы.

Материал о сложившихся реалиях и новых возможностях организации:

Участие России в международных экономических организациях

Одним из главных внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов России является активное включение в деятельность международных организаций.

Россия участвует более чем в 300 международных организациях, которые условно делятся на три группы:

  • организации системы ООН;
  • специализированные экономические и научно-технические организации;
  • организации Бреттон-Вудской системы (многосторонние валютно-финансовые и торговые учреждения).

Цель всех этих организаций не состоит в извлечении прибыли, их финансирование осуществляется из бюджета составленного из взносов стран-членов и внебюджетных добровольных средств. Они не призваны напрямую осуществлять внешнеэкономические связи, но в то же время из роль для российской и мировой экономики трудно переоценить.

На сегодня Россия состоит в следующих международных организациях:

Союзное государство, ООН (Совет Безопасности ООН), ВТО, СНГ, ОДКБ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация черноморского экономического сотрудничества, Совет Европы, Большая восьмёрка, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, Центрально-Азиатское сотрудничество (организация), Евразийское экономическое сообщество, АТЭС, АСЕАН и др.

Замечание 2

Важным является тот факт, что Россия не просто является членом этих организаций, — она активно участвует в их деятельности.
Сейчас Российская Федерация активно участвует в деятельности Организации Объединенных Наций, основными направлениями которой являются: поддержание мира, сокращение массового оружия, разработка и осуществление миротворческих операций ООН, а также поддержание здоровья населения, высокого уровня демографии и образования, забота об окружающей среде, экономическое развитие и др.

Вступление России в ВТО в 2012 году имеет два аспекта для нашего государства:

во-первых, российские предприниматели получили благоприятные условия для развития своей деятельности в странах-членах ВТО;
с другой — Россия должна на условиях взаимности и равноправия открыть свой рынок для притока иностранной конкуренции.

Велика роль России в ШОС. Наравне с КНР, Россия является очень сильной державой и крупнейшим поставщиком энергоресурсов в страны ШОС. Россия выдвинула идею создания Энергетического клуба ШОС, которую поддержали все страны-участницы организации. Помимо этого Россия является очень сильной державой в ядерной энергетике, разрабатывая мероприятия по предотвращению международных конфликтов и их мирному урегулированию.

Важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств (СНГ). На территории стран СНГ за пределами РФ проживают 20 миллионов русских и русскоязычных людей. Россия больше всех остальных стран-участниц оказывает влияние на экономику содружества, так как обладает наиболее емким рынком. Велика ее роль в улаживании конфликтов на постсоветском пространстве.

Существенна роль России и в таможенном союзе. Она стала главным организатором и смогла объединить три исторически и географически близкие страны, включая Беларусь и Казахстан. Организация представляет собой форму торгово-экономической интеграции, которая предусматривает единую таможенную территорию. В пределах этой территории не применяются экономические ограничения и таможенные пошлины.

Россия входит в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Эта организация является военно-политическим союзом, в состав которой входят: Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Целью данной организации является защита территориального пространства стран-участниц от военной агрессии, террористов и природных катастроф.

Обобщая всё сказанное, следует отметить, что Россия состоит в следующих международных организациях:

  • Союзное государство;
  • ООН (Совет Безопасности ООН);
  • ОДКБ;
  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;
  • Организация черноморского экономического сотрудничества;
  • Совет Европы;
  • Большая двадцатка;
  • БРИКС;
  • АТЭС;
  • Шанхайская организация сотрудничества;
  • Центрально-Азиатское сотрудничество (организация);
  • Евразийское экономическое сообщество;
  • Международная организация по стандартизации;
  • Международный олимпийский комитет;
  • Международная электротехническая комиссия;
  • Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности Интерэлектро;
  • Всемирная торговая организация.

Россия имеет статус наблюдателя в следующих организациях:

  • Организация исламского сотрудничества;
  • Организация американских государств;
  • Международная организация по миграции.

Евразийский экономический союз

Эмблема Евразийского Экономического Союза

Предлагаемый флаг Евразийского Экономического Союза

Евразийский экономический союз: достижения и перспективы (9 января 2017 года).

Состав ЕАЭС

  • Армения (с 10 октября 2014 года)
  • Беларусь (с 29 мая 2014 года)
  • Казахстан (с 29 мая 2014 года)
  • Киргизия (c 23 декабря 2014 года)
  • Россия (с 29 мая 2014 года)

Наблюдатели

  • Молдавия — имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (с 14 апреля 2017 года)
  • Узбекистан — имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (с 11 декабря 2020 года)
  • Куба — имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (с 11 декабря 2020 года)

Другие потенциальные участники

Статус ратификации договоров

Договор о Евразийском экономическом союзе

Подписавший Дата Учреждение AB Депонированный Справка
Беларусь 9 октября 2014 г. Совет Республики 64 1 янв 2015
9 октября 2014 г. палата представителей Одобренный
9 октября 2014 г. Президентское согласие Предоставляется
Казахстан 9 октября 2014 г. Сенат Одобренный
1 октября 2014 г. Мажилис 101 3
14 октября 2014 г. Президентское согласие Предоставляется
Россия 1 октября 2014 г. Совет Федерации 140
26 сен 2014 Государственная Дума 441 1
3 октября 2014 г. Президентское согласие Предоставляется

Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе

Подписавший Дата Учреждение AB Депонированный Справка
Армения 4 декабря 2014 г. национальное собрание 103 7 1 2 янв 2015
30 декабря 2014 г. Президентское согласие Предоставляется
Беларусь 19 декабря 2014 г. Совет Республики Одобренный
19 декабря 2014 г. палата представителей Одобренный
29 декабря 2014 г. Президентское согласие Предоставляется
Казахстан 19 декабря 2014 г. Сенат Одобренный
18 декабря 2014 г. Мажилис Одобренный
24 декабря 2014 г. Президентское согласие Предоставляется
Россия 17 декабря 2014 г. Совет Федерации 149
10 декабря 2014 г. Государственная Дума 441 1
22 декабря 2014 г. Президентское согласие Предоставляется

Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе

Подписавший Дата Учреждение AB Депонированный Справка
Армения 16 июн 2015 национальное собрание 91 4 12 августа 2015
18 июн 2015 Президентское согласие Предоставляется
Беларусь 26 июн 2015 Совет Республики Одобренный
30 июн 2015 палата представителей Одобренный
24 июл 2015 Президентское согласие Предоставляется
Казахстан 1 июл 2015 Мажилис Одобренный
9 июл 2015 Сенат Одобренный
5 августа 2015 Президентское согласие Предоставляется
Кыргызстан 20 мая 2015 Верховный Совет 96 2
21 мая 2015 Президентское согласие Предоставляется
Россия 01 июл 2015 Государственная Дума 437 2
08 июл 2015 Совет Федерации Одобренный
13 июл 2015 Президентское согласие Предоставляется

Список

 Государства-члены Евразийского экономического союза

 Государства-наблюдатели

 Другие государства-кандидаты

Члены

  • Армения (2 янв 2015)
  • Беларусь (1 января 2015 г.)
  • Казахстан (1 января 2015 г.)
  • Кыргызстан (12 августа 2015 г.)
  • Россия (1 января 2015 г.)

Члены-наблюдатели

  • Куба 11 декабря 2020 года Куба стала членом-наблюдателем. Куба становится первой страной за пределами Евразии и первой страной из Северной и Южной Америки, получившей статус наблюдателя.
  • Молдова 14 апреля 2017 г. Молдова стала первым членом-наблюдателем.
  • Узбекистан 11 декабря 2020 года Узбекистан стал членом-наблюдателем.

Промежуточные итоги

Говорить о том, насколько удалась реализация ЕАЭС, пока ещё рано, ведь организация функционирует чуть больше года. Вместе с тем определенные промежуточные итоги можно подвести уже прямо сейчас.

Большим достижением является даже то, что организация действительно работает, а не является созданной просто для галочки структурой. Особенно это значимо в условиях международных экономических санкций против страны, которая, по сути, является цементирующей основой союза – России.

В то же время, несмотря на множество положительных моментов, следует отметить, что все-таки ЕАЭС функционирует не настолько четко, как хотелось бы тем, кто видел будущее этой организации только в радужном цвете. Существует множество разногласий как на уровне высшего руководства стран-участников, так и в плане согласования мелких деталей, что приводит к снижению эффективности экономической отдачи данного проекта в целом.

Но будем надеяться, что недоработки со временем разрешатся, и ЕАЭС превратится в четкий механизм, эффективно работающий на благо всех его членов.