Оглавление
- Экзамены при поступлении на факультет «Экономика»
- Основные задачи экономики
- Управление экономикой
- Экономические ресурсы и факторы. Экономический продукт
- Термин «благо» в экономике
- Три основные теории экономики
- Понятие и сущностные черты экономики
- Экономическая работа
- Экономические категории и законы
- Функции экономики
- Какие предметы есть на экономическом факультете в магистратуре
- Сущность, структура, роль потребностей в развитии экономики
- ↑ Основные этапы развития экономической науки
- Этапы развития экономической теории
- Типы экономики
- Современное значение
- 1.5. Вопросы для самоконтроля знаний
- Типы экономических систем
Экзамены при поступлении на факультет «Экономика»
Экономфак и экономические специальности есть практически в любом вузе нашей страны. А вот единого списка предметов для поступления в России нет. Каждый университет определяет эти дисциплины самостоятельно.
Чаще других в списке обязательных предметов для поступления фигурируют:
- Математика. Эта дисциплина считается профильной для большинства экономических специальностей.
- Русский язык. В некоторых экономических вузах результаты ЕГЭ по русскому языку не идут в общий балл, тем не менее, сертификат обязателен для поступления.
- Обществознание. Эта дисциплина готовит будущих экономистов к освоению «Мировой экономики» и «Менеджмента».
Для экономистов с политическим уклоном обязательным предметом для сдачи может быть не обществознание, а история. Для поступления на экономические специальности, связанные с производством и технологиями, обязательной дисциплиной может быть физика.
Определившись с выбором специальности, нужно выбрать несколько вузов. Узнать, какие дисциплины требуются для поступления в эти учебные заведения. Такая информация представлена на сайтах вузов.
Нужен ли иностранный язык
Когда абитуриент рассматривает экономическую специальность, в названии которой есть слова «мировой» или «международный», обязательным предметом для поступления в университет может быть иностранный язык.Баллы по инязу понадобятся для поступления по программе «Мировая экономика», «Международный бизнес», «Банковское дело в национальной и мировой экономике».
Основные задачи экономики
В связи с этим перед экономистами встает задача: какую деятельность необходимо вести, какой продукт производить, чтобы распорядиться имеющимися ресурсами максимально продуктивно.
Таким образом, экономика отвечает нам на три главных вопроса.
Какие товары или услуги надо производить? Определяется потребность в данном товаре среди потребителей. Если товара производиться сверх потребности потребителей, создается переизбыток, он обесценивается. В противном случае наблюдается дефицит товара.
Для кого их производить? Определяется сегмент населения, который заинтересован в этом продукте, платежеспособность покупателей. На основании этого определяется целесообразность производства и устанавливается ценовая политика.
Как их производить? Определяется метод производства: это будет массовый выпуск или единичное производство.
Ответы на все эти вопросы должны соответствовать основному принципу: рациональность использования ресурсов, максимальная эффективность производства.
Управление экономикой
Существует несколько типов экономических систем. Они отличаются процессами обмена, распределения ресурсов и их регулировкой. Сегодня выделяется традиционная, рыночная, командная и смешанная модели.
Регулирование экономики традиционной системы осуществляется на основе неизменного жизненного уклада. Здесь давно известно, что и как распределять и производить. Но это приводит к низкому уровню жизни населения.
Рыночная экономика характеризуется наличием торговых площадок и частной собственностью. Здесь есть свобода и личная выгода людей. Предприятия стремятся получить прибыль, а процессы регулируются под влиянием спроса и предложения.
При командной экономике собственность характеризуется как общественная. Регулировка происходит централизованно при помощи планирования. Цены не меняются под влиянием спроса и предложения. Их устанавливает государство. Предприятия функционируют не с целью получения прибыли, а для выполнения плана.
В наиболее развитых странах существует смешанный тип регулировки экономики. В нем присутствуют элементы рыночной и командной системы. Это позволяет компенсировать недостатки каждого из видов организации хозяйственных отношений. При этом государство вмешивается в экономику для регулировки некоторых процессов. Это позволяет защитить национальные интересы страны.
Углубившись в понятие, что такое экономика, можно сделать вывод, что это наука, изучающая хозяйственные отношения, позволяющая анализировать процессы взаимодействия различных субъектов систем на всех уровнях. Исследуя неограниченные потребности человечества и ограниченные ресурсы, она помогает добиться максимально стабильного их баланса. Это способствует гармоничному развитию общества и позволяет использовать сырье, материалы, разнообразные услуги наиболее рационально.
Экономические ресурсы и факторы. Экономический продукт
Производственно-экономическая деятельность — это преобразование некоторых видов экономических ресурсов в определенный экономический продукт.
К экономическим ресурсам относят: труд, природные ресурсы (принято называть все природные ресурсы единым термином «земля»), средства производства, денежные средства, информационные ресурсы.
В экономической практике все виды используемых в экономике материально-вещественных ресурсов — материальные ресурсы.
Воспроизводимыеи невоспроизводимыересурсы.
Предназначенные для экономической деятельности материальные и денежные ресурсы называют капиталом.
Физический капитал (средства производства) и выделенный на его приобретение денежный капитал.
Инвестиции.
Особый (невоспроизводимый, ограниченный) экономический ресурс — время. Ресурсы — это то, что поступает, входит в экономику. Факторы — то, что задействовано в производственно-экономических процессах, используется в них. Факторы производства: земля, труд, капитал.
Экономический продукт — то, что производится, создается, используется в экономике.
Продукция — материально-вещественный продукт, созданный в процессе материального производства.
Товар — объект купли и продажи, т.е. экономический продукт, который после своего создания подлежит продаже или предназначен для продажи.
Работы — трудовая деятельность, само существование которой рассматривается как продукт деятельности, как полезный и нужный ее результат, подлежащий оценке и оплате.
Промежуточный и конечный продукт.
Термин «благо» в экономике
Понятие блага в экономической науке означает средства, благодаря которым потребности удовлетворяются.
Блага принято подразделять на три масштабные категории.
- Экономические
Сюда входят средства, без которых не удовлетворить человеческие потребности, и которые предоставлены обществу в ограниченном объеме. Такие блага люди, как правило, приобретают за деньги, отказываясь ради них от прочих благ. В частности, это товары, продающиеся в магазинах.
- Свободные
Такие блага всегда доступны, потреблять их можно в неограниченном количестве, при этом не отказываясь от прочих благ. В качестве примера приведем свет солнца, которым каждый может наслаждаться столько, сколько захочет.
- Общественные
Это понятие сочетает в себе качества описанных выше благ. Доступ к ним свободен, однако для создания и поддержания в надлежащем состоянии таких благ государство тратит деньги – это его экономическая функция. К общественным благам относится, например, освещение на улицах.
Три основные теории экономики
В развитие экономической теории внесли существенный вклад три деятеля:
- Адам Смит (1723–1790),
- Карл Маркс (1818–1883),
- Джон Мейнард Кейнс (1883–1946).
Рассмотрим отдельно подход каждого из них.
Теория Адама Смита
Адам Смит провел глубокий анализ мира деловых отношений и пришел к выводу, что каждый человек в обществе действует в собственных интересах и может производить и покупать товары и услуги, которые ему необходимы. Этот механизм саморегулирования Смит назвал невидимой рукой рынка.
Например, кондитер, пекарь или мебельщик производят такое количество тортов, хлеба или стульев, которое посчитают нужным. А каждый клиент покупает столько тортов, хлеба или стульев, сколько нужно ему. Все это происходит без согласования друг с другом и без разрешения государства. Получается свободная рыночная экономика в действии.
На этом умозаключении Смит основал классическую экономику. Главная идея классической экономики: отношение правительства к рынку основано на принципах справедливости и позволяет невидимой руке рынка направлять каждого в своих экономических стремлениях, создавать наибольшее благо для наибольшего числа людей и тем самым стимулировать экономический рост.
Теория Карла Маркса
Немецкий философ, экономист и политолог Карл Маркс смотрел на капитализм с пессимистической точки зрения. При свободном рынке Маркс видел нестабильность, борьбу и упадок.
Маркс полагал, что когда капиталист (человек с деньгами и организационными способностями) создает средства производства, стоимость образуется через труд угнетенных рабочих.
В своей работе «Капитал» Маркс заявил, что капиталист получает прибыль через эксплуатацию труда, без доплат рабочей силе за ту ценность, которую она производит.
Эксплуатацию труда Маркс считал фундаментом классовой борьбы и основой капитализма, но также утверждал, что эксплуатация может стать смертью капитализма. Экономист был уверен, что по мере увеличения предприятий разделение и борьба будут усиливаться.
Маркс был убежден, что общество придет к системе из двух классов, в которой будут лишь несколько богатых капиталистов и огромное количество обездоленных рабочих. В будущем, по мнению Маркса, наступит падение капитализма и общество начнет плавно идти к коммунизму. При коммунизме рабочие будут владеть средствами производства, и им не придется использовать свой труд для получения прибыли.
Учение Маркса оказало огромное влияние на многие общества, в том числе и на СССР в XX веке.
Теория Джона Кейнса
Во времена Великой депрессии в США миллионы людей потеряли свои сбережения и работу, уровень безработицы достиг 25%. Никто не понимал, как страна сможет выйти из депрессии, многие стали сомневаться в невидимой руке рынка Адама Смита и считали то время концом капитализма.
Джон Кейнс предложил выход: правительство должно начать тратить деньги на частный сектор, чтобы восстановить спрос на товары и услуги. Президент Франклин Рузвельт попытался применить эту теорию на практике и развернул масштабную программу общественных работ. Однако одновременно с этим США вступили во Вторую мировую войну, из-за чего производство оружия выросло до высочайшего уровня, и эксперимент перестал быть чистым. Поэтому до сих пор нельзя однозначно утверждать, что повлияло на выход США из Великой депрессии, которая длилась с 1929 по 1939 гг.
Понятие и сущностные черты экономики
Экономика – это система производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Также экономика – это наука, изучающая способы наиболее эффективного использования имеющихся ограниченных ресурсов.
Основой экономики является производство товаров. Без производства не может быть ни торговли, ни обмена, ни потребления.
Для производства необходимы природные, производственные и трудовые ресурсы. В связи с тем, что ресурсы ограничены, их нужно использовать с максимальной эффективностью. Это означает, что при минимальном расходовании соответствующих ресурсов должен быть получен максимальный результат. Для приобретения перечисленных ресурсов необходимы денежные средства, которые могут быть либо собственными, либо заемными.
Производство – это изготовление или выращивание чего-либо материального. Кроме этого с точки зрения экономики в понятие «производство» включается и оказание различных услуг, за которые люди готовы платить.
Распределение – это предоставление ограниченных ресурсов различным предприятиям и отраслям. Также распределение – это передача прибыли или товаров совладельцам предприятия в соответствии с его уставом.
Потребление – это использование товаров и услуг для удовлетворения своих потребностей. Потребительские товары делятся на товары длительного и кратковременного пользования.
Обмен – это сложная система продвижения продукции от производителя до потребителя. Он включает транспортировку, кредитование, страхование, рекламу, оптовую и розничную торговлю, а также различные услуги. В процессе обмена возникли и используются деньги как общепризнанное средство платежа.
В связи с ограниченностью ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей необходимо экономить ресурсы. Именно в этом состоит причина возникновения экономики как науки.
Экономика делится на макро- и микроэкономику. Макроэкономика изучает закономерности на уровне отрасли, государства и всего мира, а микроэкономика исследует процессы на уровне отдельного предприятия или объединения.
Экономика в любом обществе должна ответить на следующие вопросы.
Какие товары и услуги надо производить, и в каких количествах? Может оказаться, что производимый товар не пользуется спросом, а товар, необходимый потребителям, либо не производится, либо производится в недостаточном количестве. В первом случае будет перепроизводство, во втором – дефицит.
Для кого производить товары и услуги? Потребители различаются по своим доходам, вкусам, традициям, возрасту и т.д. Экономика должна не только определить круг потребителей для товаров, но и формировать его за счет воздействия на величину доходов.
Как производить товары и услуги? Можно использовать мелкие предприятия с отсталой технологией и трудоемкими процессами, а можно наладить массовое производство на крупных предприятиях с современным оборудованием и технологией.
При ответе на все эти вопросы нужно учитывать главную цель – достижение максимальной эффективности использования всех ограниченных ресурсов.
Более детально можно сформулировать следующие важнейшие цели экономики:
- непрерывный рост;
- полная занятость;
- максимальная эффективность;
- экономическая свобода;
- справедливое распределение доходов;
- социальное обеспечение;
- баланс международной торговли;
- охрана окружающей среды, и т.д.
Экономическая работа
Для того чтобы экономика могла успешно развиваться, ей необходимо работать. Всего в экономике известны 4 стадии работы:
- Производство — непосредственное создание определенной продукции.
- Распределение — разделение продукции между участниками, которые занимались созданием этого самого продукта.
- Обмен. Подразумевает под собой процесс, во время которого происходит обмен продукции на финансовые средства или же другую продукцию.
- Использование — этап, на котором происходит пользование вещью. Конец использования называется ликвидацией.
Рис. 4. Круговорот ВВП, расходы и доходы
Экономические категории и законы
Экономические законы отражают наиболее устойчивую, причинно-обусловленную связь и взаимозависимость экономических явлений и процессов, их качественную и количественную стороны.
Они обусловлены эволюцией производственных отношений (по поводу производства, распределения, обмена и потребления) в их взаимосвязи с развитием производительных сил, имеют объективный характер, т. е. действуют независимо от воли и сознания хозяйствующих субъектов. Проявляются они только в процессе экономической активности (на основных этапах производственных отношений) – производстве, распределении, обмене и потреблении.
Группы экономических законов:
- общие, отражающие весь экономический процесс, такие как стоимости, денежного обращения, спроса, предложения;
- специфические, которые предусматривают свойства отдельных экономических отношений, характерных для определенного типа производства, например, прибавочной стоимости, капиталистического накопления, соответствия производственных отношений характеру и степени развития производительных сил.
Экономические законы группируют по стадиям воспроизводственного процесса:
- производства (закон повышающейся производительности труда, закон ограниченности производственных ресурсов), законы распределения (по труду, капиталу, закон частного капиталистического накопления);
- обмена (закон денежного обращения, закон спроса, закон предложения);
- потребления (закон возвышения потребностей, закон убывающей предельной полезности).
Экономические категории – это теоретическое отражение связи реально существующих производственных отношений, экономических явлений и процессов с определенным уровнем производительных сил. Познавая объективные экономические законы, ученые в своих теоретических разработках и доктринах отражают эти динамичные и изменчивые категории. Каждым законом объединено определенное количество «обслуживающих» его экономических категорий, являющихся теоретическим выражением отдельных сторон производственных отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, а также некоторых экономических явлений и процессов. Изменение последних (например, развитие отношений собственности) приводит к эволюционному развитию содержания экономических категорий. Так, эволюционируют концепции в рамках определенных экономических школ, в связи с изменяющейся общественно-экономической формацией.
Функции экономики
Экономика как наука выполняет перечисленные ниже фундаментальные функции.
- Познавательная: изучает причины и факторы всевозможных экономических явлений, позволяя аналитикам выявлять закономерности развития технического прогресса.
- Методологическая: эта опция предлагает методы решения задач и достижения поставленных целей. Экономические явления оцениваются, чтобы выявить их пользу или вред. Эта функция помогает осознать путь дальнейшего развития экономики.
- Фактическая, иначе – прагматическая, рекомендательная. Функция помогает принимать значимые решения в разных аспектах деятельности и регулировать актуальную экономическую ситуацию.
- Прогностическая: эта опция позволяет выявить перспективы социально-экономического развития посредством аналитики полученных сведений о текущих экономических процессах.
Выделяют также и второстепенные функции экономики как науки. К ним относятся:
Какие предметы есть на экономическом факультете в магистратуре
Список предметов, изучаемых на экономфаке на 5-6 курсах зависит от конкретной кафедры и образовательной программы, которую выбрал студент. Чаще всего будущие экономисты специализируются в таких сферах:
- Банковское дело.
- Рынок ценных бумаг.
- Международные экономические отношения.
- Налоги и бухгалтерский учет.
- Инвестиции.
- Финансовый менеджмент.
- Налоги.
С развитием информационных технологий перспективным направлением обещает стать цифровая экономика.
У многих студентов возникают трудности с дисциплинами, изучаемыми на экономическом факультете. Сдать любую из них на высший балл поможет студенческий сервис. Его эксперты объяснят непонятную тему или оформят работу по любому предмету.
Сущность, структура, роль потребностей в развитии экономики
Потребности – объективная нужда людей в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения.
Наибольшее распространение получила теория американского ученого А. Маслоу, согласно которой все потребности по принципу иерархии располагаются в следующем восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:
1) физиологические;
2) в безопасности;
3) в социальных связях;
4) самоуважения;
5) в саморазвитии.
По субъектам (носителям потребностей):
— индивидуальные, групповые, коллективные, общественные.
По объекту (предмету, на который они направлены):
— материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства);
По сферам деятельности: потребности
труда, общения, рекреации и экономические.
Эту классификацию потребностей можно дополнить выделением потребностей рациональных и иррациональных, абсолютных и действительных, осознанных и не осознанных, ложно понятых и др.
Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел увеличения нужды низшего порядка. По существу, безграничны запросы высшего порядка — социальные и интеллектуальные.
Экономические потребности — это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей.
Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму — форму интереса. Все интересы существуют в единстве, но между ними есть и противоречия.
↑ Основные этапы развития экономической науки
Меркантилизм – Физиократы – классической школы политэкономии У. Петти Адам Смит Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты, потребляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда, или из того, что приобретается в обмен на эти продукты у других народов. В зависимости поэтому от большего или меньшего количества этих продуктов или того, что приобретается в обмен на них, сравнительно с числом тех, кто их потребляет, народ оказывается лучше или хуже снабженным всеми необходимыми предметами и удобствами, в каких он нуждается. Но это отношение у каждого народа определяется двумя различными условиями: во-первых, искусством, умением и сообразительностью, с какими в общем применяется его труд, и, во-вторых, отношением между числом тех, кто занят полезным трудом, и числом тех, кто им не занят. Каковы бы ни были почва, климат или размеры территории того или иного народа, обилие или скудость его годового снабжения всегда будет зависеть в таком случае от этих двух условий.А. Смит. Исследование о причинах и природе богатства народовК. Маркс «марксизма»кейнсианствомонетаризм.
Этапы развития экономической теории
В истории становления этой науки можно выделить три основных периода:
- зарождение экономической мысли;
- появление экономики как науки, формирование экономических школ;
- раскол классической модели экономики, формирование современного взгляда на экономику.
Первый этап – зарождение
На первом этапе исследователи, сами того не зная, дали старт развитию экономической теории. Целью их работы было решение основных проблем, с которыми ежедневно сталкивался любой состоятельный гражданин.
В то же время экономическая мысль зарождалась и в странах Древней Греции и Рима. Трактаты Платона, Ксенофонта и Аристотеля — древнегреческих философов, современные ученые называют истоками экономики как науки в нашем понимании. В них были заложены основы экономического анализа.
В своих исследованиях мыслители стремились рационализировать затраты на содержание домашнего хозяйства.
Второй этап – экономические школы
Выделяют следующие основные направления:
- Меркантилизм был популярен в XVI-XVII веках, яркий представитель этой школы – Томас Манн. Термин произошел от испанского слова «торговец». Основой богатства меркантилисты считали торговлю, а уровень богатства населения измеряли количеством золота, поступавшим в страну. Таким образом, самой перспективной деятельностью считалась внешняя торговля, производство товара на экспорт. При этом они пропагандировали необходимость «защищать» собственный рынок от избытка ввозимых товаров.
- Физиократия стала второй крупной экономической школой, которая появилась в XVIII веке. Известнейшие представители — Ф. Кенэ, А. Тюрго. Они продвигали интересы землевладельцев, утверждая, что самый надежный источник прибыли — сельское хозяйство.
- Представители классической экономической школы — У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо считали производство основой экономики. Они придерживались принципа либерализма, который подразумевает возможность рынка саморегулироваться. То есть исключались вмешательства государства в экономическую систему, она должна была устанавливаться самостоятельно, на основе своих законов.
Третий этап
Начиная с середины XIX века представление об идеальной экономической системе кардинально менялось. На третьем этапе формирования экономики как науки можно выделить направления:
Марксизм. Основываясь на классической политэкономии Карл Маркс и Фридрих Энгельс разработали теорию, которая легла в основу коммунистического строя. Основные принципы марксизма: отказ от частной собственности, обеспечение всех граждан работой в одинаковых условиях, равная оплата за равный труд, формирование общественной собственности на государственное производство.
Маржинализм. Направление возникло как реакция на политику марксизма. Карл Менгер, Фридрих Визер и другие последователи резко критиковали учение Маркса. В понимании маржиналистов стоимость товара или услуги должна формулироваться на основе их предельной полезности — потребности в данном благе в конкретный момент времени.
Неокейнсианство. Основоположник – Дж. М. Кейнс
Его приверженцы говорят о важности регулирования государством экономических процессов. Подобных взглядов придерживаются и монетаристы.
Монетаризм в центр экономической системы ставит денежную массу, которая находится в обороте
Именно она по мнению монетаристов задает необходимые объемы производства.
Институционализм изучает экономику с различных сторон: социально-правовой, политической и др. Это направление наиболее полно охватывает все аспекты экономики как науки, поскольку рассматривает ее взаимодействия со всеми отраслями человеческой деятельности.
Типы экономики
Тип экономической системы страны зависит от того, как в ней распределяются ресурсы. Таких видов экономики выделяют четыре.
Традиционный тип экономики
Самый древний вид экономики в мире — традиционная экономика, по которой многие страны действуют до сих пор. В основном это страны второго и третьего мира, в которых хорошо развито сельское хозяйство. При этом типе экономической системы в стране редко бывает активное сальдо, то есть страна тратит больше, чем получает. Зачастую у общества нет доступа к современным технологиям и медицине.
Командный тип экономики
Командную экономическую систему еще называют централизованной. Такая экономика была основанием для коммунистической философии. Централизованная власть контролирует значительную часть экономической системы, то есть большая часть решений по управлению принимается центральным правительством. Например, как было в СССР.
Рыночный тип экономики
Рыночную экономику еще называют свободной, так как при ней фирмы и домашние хозяйства действуют в собственных интересах. Этот тип экономики противоположен командной, когда прибыль получает центральное правительство.
В чистой рыночной экономике нет государственного вмешательство, правительство отделено от рынка. На деле это не всегда так: в мире не существует по-настоящему свободной рыночной экономики.
Смешанный тип экономики
Смешанная экономика — это комбинация разных типов экономических систем, а точнее — рыночной и командной экономики. Чаще всего рынок свободен от государственной собственности, кроме нескольких ключевых отраслей: транспортной, оборонной и железнодорожной.
Экономика как хозяйство
Экономика как хозяйство — это система хозяйствования, которая обеспечивает общество различными благами, включает в себя отрасли материального производства (промышленность, транспорт) и нематериальной сферы (культура, образование).
Современное значение
С тех давних времен значение этой науки понимается несколько иначе. Экономика расширила свою сферу влияния и приобрела более глобальный характер. Ныне экономика страны — это ее народное хозяйство, которое состоит из множества отраслей, районных, региональных систем.
Это также торговые отношения между людьми, которые соответствуют тому уровню развития производства, которого достигло народное хозяйство.
Экономикой также называется научная дисциплина, которая изучает закономерности подобных систем. Если свести все эти утверждения вместе, получится следующее определение: экономика — это система ведения хозяйства, которая обеспечивает удовлетворение людей необходимыми продуктами и благами.
1.5. Вопросы для самоконтроля знаний
- Дайте определение экономической теории как науки.
- Перечислите основные школы экономической теории. Что объединяет представителей одного направления (теоретические концепции, единство исходных положений, территориальная близость)?
- Раскройте содержание главных вопросов экономической теории (что? как? для кого?). Можете Вы добавить к этим вопросам свои? Обоснуйте ответ.
- Каковы взаимосвязи между экономической теорией и политикой? Сформулируйте основные задачи экономической политики.
- Верно ли утверждение: «Чтобы теория имела практическое применение, она должна подтверждаться в каждом конкретном случае»?
- Оцените тезис: «Беда экономической теории состоит в том, что она не является практической наукой. Ей приходится слишком много внимания уделять теории и недостаточно внимания фактам».
- Проверьте, как Вы усвоили понятия: «конкретное» и «абстрактное», «анализ» и «синтез», «индукция» и «дедукция», «экономическая модель».
- Раскройте содержание основных функций экономической теории.
- Какова взаимосвязь между микро- и макроэкономикой? Что целесообразнее изучать раньше микро, либо макроэкономику и почему?
- Напишите два-три предложения, содержащие то, чему, по вашему мнению, Вас скорее всего научит курс экономической теории. Сохраните выписки, чтобы в конце семестра Вы смогли вновь прочесть их и сопоставить свои предположения с тем, чего, как Вам кажется, Вы действительно достигли.
Типы экономических систем
В зависимости от того, как решаются вопросы распределения ресурсов и управления процессами производства и обмена, различают следующие основные типы экономических систем.
Традиционная экономика. Она основывается на традициях и характеризуется длительной неизменностью жизненного уклада, относительно низким уровнем жизни и давно известными ответами на вопросы, что и как производить и распределять.
Рыночная экономика. Характеризуется частной собственностью на ресурсы и наличием системы рынков. Люди имеют свободу выбора, открывать ли свою фирму, что и как производить и как тратить свои доходы. Обычно при этом человек преследует личную выгоду. Перераспределение ресурсов происходит за счет естественного изменения цен на рынке в зависимости от спроса и предложения. При возникновении дефицита цены растут, при перепроизводстве снижаются. Главный стимул работы предприятий – прибыль.
Командная экономика. Характеризуется общественной собственностью на материальные ресурсы, коллективным принятием экономических решений и централизованным планированием. Предприятия являются собственностью государства и действуют на основе директив государственных органов. Цены назначаются государством и не зависят от спроса и предложения. Дефицит приводит к введению карточной системы. Главной целью предприятий является не прибыль, а выполнение плана, установленного государством.
Смешанная экономика. Экономические системы наиболее развитых стран содержат элементы как рыночной, так и командной экономики. Это позволяет использовать преимущества одного типа и компенсировать его недостатки за счет элементов другого. Так, США наиболее близки к рыночной экономике. Однако государство имеет собственные предприятия. Оно вмешивается в деятельность других фирм для стабилизации экономики и защиты национальных интересов.