Оглавление
- Таможенный союз ЕАЭС
- Участие России в международных экономических организациях
- Представление
- История
- Статистика
- Реальные проблемы
- Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза
- Интеграционные мифы
- Предпосылки
- Члены Координационного совета ЕДС:
- Задачи сообщества
- Расширение
- Экономическое сотрудничество: другие экономические проекты
- Стратегическая перспектива
- Членство
- Налогообложение в ЕАЭС
Таможенный союз ЕАЭС
Общее таможенное пространство для свободного движения товаров и услуг было создано в 2010 году между странами:
- Беларусь,
- Россия,
- Казахстан.
В декабре 2010 года эти три страны подписали Декларацию о создании единого экономического пространства, положив начало ЕАЭС.
В 2012 году это сотрудничество вступило в действие как Единое экономическое пространство. К свободному движению товаров и услуг добавились капитал и рабочая сила.
В 2015 году к ним присоединились ещё две страны:
- Армения,
- Киргизия.
Таким образом, участниками ТС ЕАЭС на 2020 год являются:
- Беларусь,
- Россия,
- Казахстан,
- Армения,
- Киргизия.
Участие России в международных экономических организациях
Одним из главных внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов России является активное включение в деятельность международных организаций.
Россия участвует более чем в 300 международных организациях, которые условно делятся на три группы:
- организации системы ООН;
- специализированные экономические и научно-технические организации;
- организации Бреттон-Вудской системы (многосторонние валютно-финансовые и торговые учреждения).
Цель всех этих организаций не состоит в извлечении прибыли, их финансирование осуществляется из бюджета составленного из взносов стран-членов и внебюджетных добровольных средств. Они не призваны напрямую осуществлять внешнеэкономические связи, но в то же время из роль для российской и мировой экономики трудно переоценить.
На сегодня Россия состоит в следующих международных организациях:
Союзное государство, ООН (Совет Безопасности ООН), ВТО, СНГ, ОДКБ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация черноморского экономического сотрудничества, Совет Европы, Большая восьмёрка, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, Центрально-Азиатское сотрудничество (организация), Евразийское экономическое сообщество, АТЭС, АСЕАН и др.
Замечание 2
Важным является тот факт, что Россия не просто является членом этих организаций, — она активно участвует в их деятельности.
Сейчас Российская Федерация активно участвует в деятельности Организации Объединенных Наций, основными направлениями которой являются: поддержание мира, сокращение массового оружия, разработка и осуществление миротворческих операций ООН, а также поддержание здоровья населения, высокого уровня демографии и образования, забота об окружающей среде, экономическое развитие и др.
Вступление России в ВТО в 2012 году имеет два аспекта для нашего государства:
во-первых, российские предприниматели получили благоприятные условия для развития своей деятельности в странах-членах ВТО;
с другой — Россия должна на условиях взаимности и равноправия открыть свой рынок для притока иностранной конкуренции.
Велика роль России в ШОС. Наравне с КНР, Россия является очень сильной державой и крупнейшим поставщиком энергоресурсов в страны ШОС. Россия выдвинула идею создания Энергетического клуба ШОС, которую поддержали все страны-участницы организации. Помимо этого Россия является очень сильной державой в ядерной энергетике, разрабатывая мероприятия по предотвращению международных конфликтов и их мирному урегулированию.
Важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств (СНГ). На территории стран СНГ за пределами РФ проживают 20 миллионов русских и русскоязычных людей. Россия больше всех остальных стран-участниц оказывает влияние на экономику содружества, так как обладает наиболее емким рынком. Велика ее роль в улаживании конфликтов на постсоветском пространстве.
Существенна роль России и в таможенном союзе. Она стала главным организатором и смогла объединить три исторически и географически близкие страны, включая Беларусь и Казахстан. Организация представляет собой форму торгово-экономической интеграции, которая предусматривает единую таможенную территорию. В пределах этой территории не применяются экономические ограничения и таможенные пошлины.
Россия входит в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Эта организация является военно-политическим союзом, в состав которой входят: Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Целью данной организации является защита территориального пространства стран-участниц от военной агрессии, террористов и природных катастроф.
Обобщая всё сказанное, следует отметить, что Россия состоит в следующих международных организациях:
- Союзное государство;
- ООН (Совет Безопасности ООН);
- ОДКБ;
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;
- Организация черноморского экономического сотрудничества;
- Совет Европы;
- Большая двадцатка;
- БРИКС;
- АТЭС;
- Шанхайская организация сотрудничества;
- Центрально-Азиатское сотрудничество (организация);
- Евразийское экономическое сообщество;
- Международная организация по стандартизации;
- Международный олимпийский комитет;
- Международная электротехническая комиссия;
- Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности Интерэлектро;
- Всемирная торговая организация.
Россия имеет статус наблюдателя в следующих организациях:
- Организация исламского сотрудничества;
- Организация американских государств;
- Международная организация по миграции.
Представление
Каждое государство имеет представительства в институтах Евразийского экономического союза. Полноправное членство дает правительству государства-члена одно место в Высшем совете Евразийского экономического союза и Евразийском межправительственном совете. Все основные решения принимаются консенсусом, хотя решения, принимаемые Евразийской комиссией, требуют квалифицированного большинства голосов. Голоса в комиссии взвешиваются так, чтобы каждая страна имела по 3 голоса. Председательство в Высшем совете Евразийского экономического союза поочередно меняется между каждым из государств-членов, что позволяет каждому государству в течение одного года помогать определять повестку дня ЕАЭС.
Национальные правительства назначают по 3 члена в Евразийскую комиссию (по согласованию с главами всех государств ЕАЭС), по 2 члена в Евразийский суд (по согласованию с другими членами) и Евразийский банк развития . Таким образом, представительство призвано не допустить того, чтобы более крупные государства имели больший вес в переговорах.
История
Истоки Евразийского экономического сообщества
Саммит ЕврАзЭС 31 мая 2001 г.
10 октября 2000 года, когда были достигнуты реформы в СНГ, было образовано Евразийское экономическое сообщество. ЕврАзЭС стремился ликвидировать неудачи СНГ, сформировать настоящий общий рынок, противостоять вызовам глобализации и возобновить интеграционные процессы в рамках СНГ. Очень быстро ЕврАзЭС превратился в экономическое дополнение ОДКБ .
Роспуск ЦИК в ЕврАзЭС
В 2004 году Россия присоединилась к Центральноазиатскому экономическому сообществу (ЕОУС) с целью усиления своего присутствия в Центральной Азии. Вскоре Москва выразила желание распустить ЕОУС в ЕврАзЭС. В конце 2005 года Узбекистан выступил за присоединение к ЕврАзЭС, что побудило других членов ЕОУС вести переговоры и в конечном итоге объединить две организации. Это слияние произошло 25 января 2006 года. С 2006 года большая часть функций Центральноазиатского экономического сообщества была передана ЕврАзЭС.
Однако статус нынешних наблюдателей ЕОУС, которые не являются наблюдателями ЕврАзЭС, еще не определен (включая Грузию и Турцию, последняя активистка, которая также выступает за присоединение к Европейскому Союзу).
Члены хотели, чтобы ЕврАзЭС стал жизнеспособным экономическим блоком между могущественным ЕС на Западе и растущими экономиками на востоке, которые создали АСЕАН ).
Выход Узбекистана из ЕврАзЭС
16 октября 2008 г. Узбекистан направил в Секретариат ЕврАзЭС официальную ноту с просьбой выйти из Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Хотя Узбекистан не представил никаких официальных причин, многие интерпретируют этот шаг как попытку возродить стагнирующие отношения с Западом и решительно отвергнуть влияние России. Другие точки зрения интерпретируют этот шаг Узбекистана как националистическую попытку в ответ на экономический кризис с целью восстановления более жесткого контроля над своей экономикой.
Наследие Евразийского экономического сообщества
Члены Таможенного союза — Казахстан, Беларусь и Россия — достигли договоренности о едином таможенном тарифе в июне 2009 года и одобрили график создания единой таможенной территории. Новый Таможенный союз вступит в силу 1 июля 2010 года.
Руководители России, Казахстана и Беларуси одобрили документы о создании «единого экономического пространства» 1 января 2012 года — единого рынка товаров, инвестиций и рабочей силы.
29 мая 2014 года в Астане состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, по итогам которого Владимир Путин, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и Президент Беларуси Александр Лукашенко подписали Соглашение о Евразийском экономическом союзе.
Статистика
Население
На данный момент в странах ЕАЭС проживает 183 438 872 человека.
- = увеличение.
- = устойчиво.
- = уменьшение.
Страна | Население | Мировое положение | |
---|---|---|---|
1 июня 2017 г. | 14 июля 2019 г., | ||
Армения | 2 981 500 | 2 962 100 | 135 ( ) |
Беларусь | 9 498 600 | 9 465 300 | 93 ( ) |
Казахстан | 18 014 200 | 18 512 464 | 62 ( 3) |
Кыргызстан | 6 140 200 | 6 389 500 | 110 ( ) |
Россия | 146 804 372 | 146 793 744 | 9 ( ) |
Резюме | 183 438 872 | 184 123 108 | 8 ( ) |
HDI
Страна | ИЧР по годам | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
2015 г. | 2017 г. | 2018 г. | ||||
Россия | 0,804 ( 0,001) | 49 | 0,816 ( 0,012) | 49 | 0,824 ( 0,008) | 49 |
Беларусь | 0,796 ( 0,002) | 52 | 0,808 ( 0,012) | 53 | 0,817 ( 0,009) | 50 |
Казахстан | 0,794 ( 0,001) | 56 | 0,800 ( 0,006) | 58 | 0,817 ( 0,017) | 50 |
Армения | 0,743 ( 0,002) | 84 | 0,755 ( 0,012) | 83 | 0,760 ( 0,005) | 81 год |
Кыргызстан | 0,662 ( 0,002) | 120 | 0,672 ( 0,010) | 122 | 0,674 ( 0,002) | 122 |
Середина | 0,760 ( 0,001) | 0,770 ( 0,010) | 0,778 ( 0,008) |
Реальные проблемы
Серьезные вызовы, с которыми сегодня сталкивается ЕврАзЭс, обсуждаются в СМИ гораздо реже, чем интеграционная мифология. В частности, сохраняются зоны недостаточного контроля на внешних границах Евразийского экономического союза. Реэкспорт из Украины и ЕС, по оценке посла России в Белоруссии Михаила Бабича, приносит России убытки в сотни миллионов долларов. В 2017 г. урон от реэкспорта сахара из Белоруссии и Казахстана Минсельхоз РФ оценивал в 70–80 млрд рублей ($1–1,2 млрд).
Казахстан в свою очередь понес убытки вследствие затруднений с транзитом украинской продукции через территорию России. Западные санкции мешают развитию единого таможенного пространства, сдерживают развитие российской экономики, а значит, и общесоюзной. Белоруссию беспокоят недостаточные темпы создания энергосоюза и множество барьеров в торговле.
ЕврАзЭс_1
Сотрудник таможенной службы РФ осуществляет осмотр груза
Фото: РИА Новости/Александр Кондратюк
Однако стратегический вызов — глубокая экономическая и социальная модернизация государств – участников Евразийского экономического союза, повышение их места в иерархии мирового разделения труда.
Главной угрозой ЕврАзЭс могут оказаться отнюдь не геополитические риски, а геотехнологические, например стандарты в сфере связи или логистики. Неспособность сформировать собственное пространство стандартов чревато превращением Центральной Евразии в окраину Евро-Атлантики или Азии. Это повлечет вымывание трудовых ресурсов, сокращение пространства национальных языков, утрату суверенного контроля над экономикой.
Не приносит союзу пользы сохраняющееся в немалой части политиконформирующих кругов стран ЕврАзЭс представление, что задача внутренней модернизации может быть решена за счет внешних игроков, так называемой интеграции интеграций прежде всего с Евросоюзом. В обозримой перспективе это едва ли возможно. Как в силу зависимости Европы в вопросах безопасности от США и инфраструктуры НАТО, так и в силу мощных интересов в ядре ЕС, ориентированных на сохранение текущей структуры торговли со странами союза. Возврат к взаимодействию с ЕС возможен лишь в стратегической перспективе. Но ответ на вопрос об экономической стратегии ЕврАзЭс нужен уже сегодня.
Принцип консенсуса в принятии решений среди стран Евразийского экономического союза исключает возможности доминирования отдельных стран в блоке, но замедляет принятие решений, тормозит интеграцию. Так, Таможенный кодекс ЕврАзЭс был принят в серьезно усеченном виде, выпал целый блок налоговой политики, вызвавший вопросы в Казахстане.
У Евразийской экономической комиссии нет полномочий по контролю за исполнением решений органов ЕврАзЭс. У комиссии даже нет права обратиться в Суд ЕврАзЭс. Это тормозит устранение барьеров на общем рынке и усложняет разрешение спорных ситуаций.
Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза
В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия).
На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:
- Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза;
- международные соглашения государств–участников ЕАЭС, регулирующие таможенные правоотношения;
- решения Евразийской экономической комиссии;
- национальное таможенное законодательство стран-участниц.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.
Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.
Интеграционные мифы
Предметом дискуссий вокруг ЕврАзЭс часто становятся не реальные проблемы блока, а его мифологизированный образ. Это порождает иногда у людей, особенно не знакомых глубоко с ЕврАзЭс, ряд иллюзий.
Объединение называют «союзом глав государств», предполагая, что оно держится в основном на политической воле сверху. Вместе с тем, согласно Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, в 2017 г. положительно оценивали участие в Евразийском союзе 50% граждан Армении, 56% граждан Беларуси и 68% граждан России. В Казахстане и Киргизии данный показатель выше — 76% и 83% соответственно.
Некоторые комментаторы подчеркивают «потребительское» отношение участников, якобы использующих союз лишь для выторговывания российских преференций. Однако у России положительное сальдо торгового баланса с государствами – членами ЕврАзЭс. Отказ от интеграции сократит возможности России по обеспечению безопасности и модерированию региональных процессов, сделает ситуацию вдоль значительных участков самой протяженной в мире сухопутной границы менее предсказуемой.
ЕврАзЭс_1
Главы государств – участников Содружества Независимых Государств после заседания Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Россию иногда обвиняют в эксплуатации ЕврАзЭс с целью удовлетворения «имперских амбиций»
Подразумевается, что Москве важно поддерживать некую иллюзию собирания «постсоветских земель». Однако решения в ЕврАзЭс принимаются консенсусом, у каждого государства-участника де-факто есть право вето на любое решение наднациональных органов
Если посмотреть на десятки решений, которые принимаются каждый месяц наднациональными органами ЕврАзЭс, то ключевые среди них принимаются тяжело и долго, в процессе достижения компромиссов ломается множество копий. При этом некоторые страны время от времени используют блокировку решений в ЕврАзЭс как инструмент давления на Москву для удовлетворения национальных интересов. В этом смысле политически проект ЕврАзЭс скорее «антиимперский».
Встречается мнение, что страны ЕврАзЭс не получают от союза выгод. Хотя торговля стран союза увеличивается не только с Россией, но и, к примеру, у Армении с Белоруссией (рост на 17,3% в 2018 г.), а также у Армении с Казахстаном ( на 33,9% в 2018 г.) и Казахстана с Киргизией (рост на 13,1% в 2018 г.).
Евразийская интеграция обеспечивает ее участникам ряд уникальных благ, среди которых отсутствие военной и экономической конфронтации между странами союза, безвизовое пространство, отсутствие таможенных барьеров и общий рынок товаров (несмотря на сохраняющиеся отдельные сложности), общий рынок труда и упорядочивание миграции, транзит энергоносителей, инвестиции (Евразийский банк развития), финансовая «подушка» безопасности на случай кризиса — Евразийский фонд стабилизации и развития, где Россия выступает основным донором.
Для Белоруссии важны приобретение энергоносителей по выгодным ценам, поддержка финансовой стабильности за счет евразийских институтов и сбыт продукции своей экспортно-ориентированной экономики
Для Казахстана важно сотрудничество в сфере транзита и балансирование влияния Китая. Все страны значительно выиграли от запуска зоны свободной торговли ЕврАзЭс с Вьетнамом
Эффект от заключенных в 2018 г. соглашений с Ираном и Китаем еще предстоит оценить.
Одно из главных достижений Евразийского экономического союза — создание общего рынка труда в рамках союза. Трудовые мигранты получают бесплатную скорую медицинскую помощь, в странах союза признаются их документы об образовании, завершается подготовка соглашения о пенсионном обеспечении. По данным МВД России, за последние пять лет число работающих в России граждан Киргизии увеличилось в пять раз, а Армении — вдвое. Если в 2012 г. на территории РФ работало 79 375 граждан Киргизии, то в 2017 г. — уже 376 863. Численность работающих в России граждан Армении за этот же период возросла с 90 549 до 232 247 человек. При этом Киргизия и Армения в 2017 г. занимали первое и второе места по числу работающих в России мигрантов из стран ЕврАзЭс, опережая Белоруссию (124 633) и Казахстан (88 202).
За счет ЕврАзЭс Россия сумела лучше упорядочить миграционные процессы и сократить нелегальную миграцию. Выиграли от этого все участники союза. Например, общая сумма денежных переводов трудовых мигрантов из России в Киргизию в 2018 г. достигла $2,6 млрд, что составляет 32,5% от ВВП республики.
Предпосылки
Необходимость создания некоего интеграционного экономического объединения на постсоветском пространстве возникла сразу же, как только это пространство стало постсоветским. Во время существования СССР экономики союзных республик были сильно взаимозависимы. Во многих производственных циклах абсолютно нормальной была ситуация, когда деталь А делалась в одной союзной республике, деталь Б делалась в другой, а их итоговая сборка осуществлялась в третьей.
Естественно, во времена СССР с перемещением товаров и людей через границы республик не было никаких проблем. Но после распада Союза стало очевидно, что политический суверенитет и жёсткий таможенный контроль на границе — это, конечно, хорошо, но развитию внешней торговли и, как следствие, росту экономики не очень способствует.
Более того, крайне наглядной иллюстрацией этих размышлений было становление во второй половине ХХ века Европейского союза. То есть, давно уже независимые европейские государства осознали необходимость экономической интеграции и планомерно шли к ней долгие годы.
Поэтому, несмотря на популярный тренд политической независимости в начале 90-х, в экономике наоборот, царили интеграционные настроения. Впервые озвучил витавшую в воздухе мысль и использовал термин «Евразийский союз» Нурсултан Назарбаев, во время своего первого официального визита в РФ в 1994 году:
Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики.
Также одним из немаловажных факторов является создание в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО). Это событие на ближайшие несколько лет определило информационную повестку дискуссий о евразийской интеграции, обозначив вступление в ВТО как Большую Цель, к которой должна двигаться каждая уважающая себя национальная экономика.
В этом смысле региональная экономическая интеграция с ближайшими соседями рассматривалась, как промежуточный этап ко вступлению в ВТО. Дело в том, что страна-кандидат на вступление в ВТО обязана была иметь определённую законодательную базу и развитые инструменты таможенного и экономического контроля. Это же было необходимо и для региональной интеграции. Соответственно, одной из целей евразийской экономической интеграции было развитие национальных законов и вышеупомянутых инструментов, приведение их к тому уровню, который необходим для вступления в ВТО.
Члены Координационного совета ЕДС:
- Мансуров Таир Аймухаметович — Генеральный секретарь ЕврАзЭС;
- Мамбеталин Алихан Есенгосович — заместитель председателя правления Национальной экономической палаты «Союз «Атамекен»;
- Мурычев Александр Васильевич — первый исполнительный вице-президент РСПП;
- Сосковец Олег Николаевич — президент Ассоциации финансово-промышленных групп России, президент Российского союза товаропроизводителей;
- Слипенчук Михаил Викторович — Депутат Государственной Думы РФ;
- Страшко Владимир Петрович – вице-президент ТПП РФ.
Председатель Правления ЕДС — Слипенчук Михаил Викторович
Исполнительный директор ЕДС — Евланова Елена Анатольевна
Задачи сообщества
- Завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер не тарифного регулирования;
- Обеспечение свободы движения капитала;
- Формирование общего финансового рынка;
- Согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;
- Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
- Создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;
- Разработка и реализация межгосударственных целевых программ;
- Создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;
- Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;
- Формирование общего энергетического рынка;
- Создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон;
- Обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕврАзЭС внутри Сообщества;
- Согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.;
- Сближение и гармонизация национальных законодательств;
- Обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества;
- Взаимодействие с ООН.
Расширение
Единый Евразийский экономический союз не является структурой с неизменными границами. Гипотетически его членом может стать любая страна, подходящая под требования организации. Так, в январе 2015 года членом союза стала Армения, а в августе к организации присоединился Кыргызстан.
Наиболее вероятным претендентом на вхождение в сообщество является Таджикистан. Данная страна тесно сотрудничает с государствами ЕАЭС в рамках других региональных организаций и не остается в стороне от интеграционных процессов. Таджикистан является членом СНГ, организации коллективной защиты ОДКБ, в свое время являлся полноправным участником сообщества ЕврАзЭС, которое прекратило существование после начала функционирования ЕАЭС. В 2014 году президент Таджикистана заявил о потребности изучения вопроса о возможности вхождения страны в ЕАЭС.
В 2012-2013 годах проводились переговоры о возможном будущем вступлении в организацию Украины, так как региональное сотрудничество без этой страны, по мнению экспертов, не могло дать максимального эффекта. Но политическая элита государства была настроена на интеграцию в европейском направлении. После свержения правительства Януковича в 2014 году вероятность вступления Украины в ЕАЭС может быть реальной только в долгосрочной перспективе.
Экономическое сотрудничество: другие экономические проекты
Свободное передвижение людей и капитала
У Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества есть проект по созданию режима, способствующего свободному перемещению людей и капитала стран-участниц ( Армении , Беларуси , Казахстана , Кыргызстана , России , Таджикистана и Узбекистана ).
« Только общее, что мы сможем отстаивать наши национальные интересы и создать условия, способствующие повышению благосостояния наших народов», — добавил Бузубаев .
Валютный союз
Столкнувшись с падением курса доллара США и повышением курса российского рубля , Россия , Беларусь и Казахстан решили создать валютный союз. А 28 мая 2009 года Россия ввела рубль в торговлю с Казахстаном и Беларусью.
Армения также выразила заинтересованность в создании « рублевую зоны ». Недавно Россия заявила, что стремится превратить российский рубль в региональную валюту.
Зерновой союз (Россия-Казахстан-Украина)
О других проектах Викимедиа:
Зерновой союз: предмет размышлений для Украины по мнению Ющенко , в Викиновостях
Зерновой союз — это российская инициатива, начатая в 2009 году, чтобы объединить Россию, Украину и Казахстан для совместной работы на мировом рынке.
Стратегическая перспектива
Если государства смогут найти способы решения отмеченных выше проблем, прежде всего связанных с системами управления и согласования интересов в союзе, то дальнейшее движение станет возможным уже сейчас. Но не исключен и другой сценарий — торможение интеграции в силу внутриполитических причин и внешнего давления. Однако не стоит драматизировать ситуацию, отдавая отчет, что реально достигнуто уже немало.
ЕврАзЭс_1
Заседание Высшего Евразийского экономического совета
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Ключевой вопрос — сможет ли Евразийский экономический союз сформулировать собственную стратегическую повестку развития, с учетом объективных, прежде всего географических, условий? Как показывает статистика, средний ВВП развивающихся государств, не имеющих выхода к морю, составляет примерно 57% от объема ВВП соседних стран, имеющих морские порты. Внешнеторговый оборот государств, не имеющих выхода к морю, в среднем на 30% ниже, чем у прибрежных стран. Преодоление бремени континентальной географии, превращение его в преимущество — исторический вызов перед всеми странами ЕврАзЭс.
При этом, по всей видимости, со временем развитие Евразийского экономического союза будет меньше связываться границами бывшего СССР. Союз может тесно сотрудничать и с другими странами Евразии, многие из которых выступили с инициативой о развитии отношений. В конечном итоге предотвратить новую холодную войну — на этот раз между Китаем и США — может сценарий мировой системы, состоящей из нескольких сильных макрорегионов. Если они выдержат конкуренцию, то не допустят скатывания к блоковому противостоянию.
Членство
Члены
- Беларусь
- Казахстан
- Кыргызстан
- Россия
- Таджикистан
Узбекистан ранее был членом ЕАЭС, однако приостановил свое членство в 2008 году.
В соответствии с Уставом ЕврАзЭС статус наблюдателя может предоставляться государствам или межправительственным организациям по их просьбе. Наблюдатели имели право посещать публичные собрания Евразийского экономического сообщества, выступать на этих собраниях и с согласия председательствующего получать публичные документы и решения, принятые Сообществом. Статус наблюдателя не позволял государствам принимать участие в принятии решений на заседаниях Евразийского экономического сообщества. Государства-наблюдатели были:
Налогообложение в ЕАЭС
Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:
- НДС.
- Акцизы.
Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.
Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:
- На основании ст. 150 НК РФ – товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе их в РФ.
- Товары, которые ввозятся гражданами для личных, а не для предпринимательских целей.
- Товары, передача которых осуществляется в пределах одного юридического лица.
При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:
- Договорами.
- Заявлениями.
- Транспортными документами.