Финансовые отношения. финансы и их функции

Содержание финансовых отношений

&nbsp

&nbsp

Функции финансов

В функциях финансов проявляется сущность этой категории,
реализуются ее свойства. Конкретная реализация функций может изменяться под
воздействием многообразных обстоятельств, но это не означает отмену самих
функций.

Имеет смысл говорить о трех функциях: распределительной,
регулирующей и контрольной.

Распределительная функция финансов. Через нее
реализуется назначение финансов: обеспечить каждого субъекта хозяйствования и
государство необходимыми им финансовыми ресурсами, аккумулируемыми посредством
перераспределения первичных доходов владельцев экономических ресурсов.
Реализация этой функции отвечает на вопрос: Что, какие ресурсы вовлекаются в
перераспределение?

Объектами действия этой функции являются, во-первых,
доходы населения. Часть их минует потребление и направляется на уплату налогов,
а, значит, формирование бюджетного фонда.

Рисунок 1.2 Роль бюджета в перераспределении ВНП

Другая часть доходов населения поступает на финансовый рынок
в виде сбережений для приобретения долевых ценных бумаг. Владение акциями не
дает гарантированного дохода и возврата средств в отличие от облигаций, поэтому
инвестирова-ние средств в акции означает и перераспределение доходов, и
формирование финан-совых ресурсов хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, в орбиту перераспределения вовлекаются элементы
фонда возмещения: амортизационные отчисления, излишки оборотных средств. Их
перераспределение происходит через финансовый рынок и обеспечивает наиболее
эффективное и рациональное использование временно свободных денежных средств
предприятий.

В-третьих, в отдельные периоды времени в перераспределение
вовлекается часть национального богатства — при приватизации государственной
собственности, при использовании страховых фондов для восполнения ущерба от
стихийных бедствий и др.

Таким образом, в процессе перераспределения доходов
владельцев экономических ресурсов образуются вторичные, производные доходы у
государства, формируются финансовые ресурсы субъектов хозяйствования. В
результате складываются конечные пропорции использования национального дохода,
формируется структура ВНП по расходам.

Регулирующая функция финансов. Она показывает, как, в каком
направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые,
территориальные пропорции, темпы экономического роста. Ее действие связано с
государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом
путем трансфертных платежей, государственных закупок, , изменения
налогового бремени. В настоящее время через перераспределяется 35-50%
национального дохода, тогда как перед Первой мировой войной она составляла в
среднем 9-18%. Поэтому пренебрегать этой функцией или умалять ее значение в
настоящее время значит — не учитывать возросшей роли государства и ее влияния
на экономику любой страны. Регулирующая функция может проявляться в зависимости
от совокупности используемых мер воздействия на экономику в виде стимулирующей
или сдерживающей политики государства.

Контрольная функция финансов. В основе ее действия лежит
движение финансовых ресурсов, объем которых, их состав и структура дают
обобщающую характеристику всех сторон деятельности хозяйствующих субъектов и
государства. В финансовых отношениях участвуют все субъекты экономики, поэтому
с помощью финансовых ресурсов можно систематически контролировать
складывающиеся в экономике пропорции, соблюдение финансовой дисциплины.

Совокупность распределительной, регулирующей и контрольной
функций раскрывает сущность финансов, показывая, какие элементы стоимости и как
могут перераспределяться, каким образом осуществляется контроль за объемом и
направлениями движения финансовых ресурсов.

Предыдущая страница Следующая страница

Центр дистанционного образования, 2000

Краткий анализ состояния социальных процессов в обществе

Экономическая реформа 1990-х гг. серьёзно пошатнула условия жизни большинства населения страны из-за того, что лишь небольшое количество лиц присвоило основную массу государственной собственности. Реформа стала причиной масштабного расслоения населения по уровню доходов, одновременно с тем этот процесс не останавливается до сих пор.

Касательно динамики распределения денежных доходов по пяти 20%-м группам населения, можно сказать следующее. Представители первой группы получили наименьшие доходы в 2000 г. 5,8 %, в 2010 г. – 5,2%. В пятой группе с наиболее высокими доходами представители получили 45,8 и 47,7 % доходов. Ситуация значительно ухудшается, если учесть не 20%-е, а 10%-е группы населения.

Расслоение общества способствовало резкое уменьшение общественных фондов потребления. Были ликвидированы пионерские лагеря, многие детские сады. Одновременно с тем внедряется платная медицина, образование и т.п.

Сократить социальное неравенство можно только посредством целенаправленной политикой, в том числе и со стороны налоговой системы.

Пример 6

Очевидно, что стоит отменить не оправдавшие себя страховые взносы и вернуться к социальному налогу, при этом передав его администрирование ФНС РФ.

Реформировать налог на доходы с физических лиц можно при помощи Закона о соответствии крупных расходов доходам и ввести политику расширения социальных налоговых льгот по данному налогу.  Также усовершенствования требует налог на имущество физических лиц. Он должен выполнять функцию налога на роскошь. Это касается и земельного и транспортного налога в отношении физических лиц. Возможно стоит вернуть налог на имущество, которое переходит по наследству или в порядке дарения.

В качестве мер также усматривается упрощение и снижение налоговых вычетов с малого бизнеса. Относительно налогов для крупного бизнеса, то в их отношении должна быть усилена регулирующая функция. Имеется в виду усиление налогов на прибыль организаций и на добавленную стоимость, а также стимулирование развития реального сектора экономики на инновационной основе, создание новых рабочих мест, что напрямую и косвенно влияет на социальный климат в стране.

Область налогового администрирования также требует изменений. Необходимо ужесточить налоговый контроль по отношению к недобросовестным налогоплательщикам с установлением партнёрских отношений между основными налогоплательщиками и налоговыми органами.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

История и эволюция финансов

Формально, финансы как сфера общественных отношений и явление возникли в те времена, когда появились первые деньги, то есть сразу после перехода от натуральной формы хозяйства к товарной системе. Позже роль денег только увеличивалась. Это было обусловлено расколом общества на классы и появлением институтов, работа которых требовала финансирования за счет сбора и перераспределения налогов. Появление самого термина “финансы” произошло значительно позже — приблизительно в XIII веке. Он происходит от латинского слова “finansia”, что в переводе означает “денежный платеж”. Соответственно — тогда это понятие использовалось для характеристики расчетов между разными субъектами, преимущественно ростовщиками и их должниками.На рубеже XVI века появились государственные финансы, вернее, их прототип. Тогда это была казна правящей династии, члены которой и занимались распределением средств. Если говорить проще, все эти деньги были собственностью императора, царя или вождя.
По этой причине практически во всех странах монархи в итоге были дистанцированы от казны, а средства стали расходоваться на более важные общественные нужды. Смысл этого разграничения состоит в том, что именно оно привело к формированию привычной системы государственных финансов.Одновременно с этим процессом эволюционировали финансы предприятия. Они стали активно развиваться после промышленной революции (на рубеже XVII-XVIII веков), которая кардинально изменила экономический ландшафт и открыла перед собственниками средств производства новые возможности.
Рис. 1. Финансовая система Российской ФедерацииСамым молодым ответвлением этой дисциплины являются так называемые “личные (частные) финансы”. Это деньги, остающиеся в распоряжении домохозяйств после уплаты всех обязательных платежей. Государства и крупные корпорации заинтересованы в том, чтобы люди их вкладывали в инвестиционные инструменты, стимулируя тем самым экономический рост.Таким образом, финансы — это одновременно историческая и экономическая категория. Они неразрывно связаны с человеческим социумом. И сейчас уже сложно сказать, что в эволюции общества сыграло определяющую роль — сам факт появления денег или их непосредственная аккумуляция в казне и фондах.

Распределительная функция налогов

Ещё одной важной функцией налогов является распределительная. Она тесно связана с фискальной и регулирующей функциями

Её сущность состоит в том, что при помощи налогов через бюджет и внебюджетные государственные фонды государство занимается перераспределением финансовых ресурсов из производительной сферы в социальную, а также занимается финансированием крупных целевых программ, которые имеют общегосударственное и общественное значение, а также фундаментальную науку.

Распределительная функция ярко выражается в сочетании налоговой системы прямых и косвенных налогов, цель у которых представлена в виде создания устойчивого уровня налоговых поступлений, а также вместе с тем увеличивает зависимость уплачиваемых налогоплательщиками платежей от эффективности их деятельности. Существует важный момент, который с позиции реализации распределительной функции представлен как направление финансовых ресурсов в инвестирование в наиболее привлекательные капиталоёмкие секторы экономики с длительными периодами окупаемости затрат. Иными словами, имеется в виду переложение повышенных рисков на государство с экономических субъектов.

Когда устанавливается система сбора налогов с физических лиц, со стороны государства осуществляется перераспределение доходов своих граждан посредством направления части финансовых ресурсов более обеспеченной части населения на поддержание финансовой активности малообеспеченных слоёв населения. Именно это перераспределение даёт возможность обеспечить социальную стабильность в стране.

Замечание 4

Зачастую распределительную функцию часто называют социальной именно по той причине, что от неё во многом зависит социальная стабильность всего общества.

I и II этапы развития налоговой системы показали конкретные примеры того, как предпринимались попытки реализации распределительной функции.

Пример 4

Во времена Древнего Рима император Август в 6 г. н.э. ввёл налог на наследство по ставке 5%. Налог обязаны были оплачивать все граждане Рима. Все доходы с этого налога направлялись на пенсионное обеспечение профессиональных воинов-легионеров.

В Средние века также были примеры попыток решать посредством доходов социальные задачи общества. В XVI в. В Англии ввели налог на бедных. Цель этого налога состояла в сборе общиной средств на содержание неимущих. Логичнее назвать этот налог для бедных, поскольку уплачивали его состоятельные люди для бедных.

Во Франции в XVII в. правительство Кольбера ввело налог на роскошь, который в последствие появился и в других странах.

Финансовая наука смогла теоретически обосновать распределительную функцию в XIX в. Работы нескольких учёных были направлены как раз на изучение этого вопроса. Учёные новой исторической школы таким как, А. Вагнер, Э. Селигмен и другие посвятили некоторые своих труды распределительной функции налогов. Объяснялись способы практической реализации данной функции, прежде всего посредством введения подоходного налога, применение прогрессивной шкалы обложения, не облагаемого налогом минимума, предоставление льгот.

Замечание 5

Сегодня все развитые страны мира в налоговой политике применяют распределительную функцию. Жаль, что в современной России данная функция снижена.

Методы влияния государства на финансы

Методы влияния государства на финансы

Государство в настоящий момент, повышая объемы госвложений капитала, влияет на рост спроса, увеличение инвестиционной деятельности и нарастание производственных объемов в промышленности.

  1. Вкладывая деньги в военную сферу, государство объявляет спрос как на технику военной направленности, так и на промышленные товары, сырье, оборудование, активизирует научно-исследовательскую деятельность.
  2. Субсидируя инфраструктуру, государство сокращает потери частного бизнеса.
  3. Через налогообложение оно снижает потребление гражданами некоторых категорий товаров, например, алкогольная или табачная продукция. В том числе, государство таким образом может формировать определенные резервные средства в бюджете.

На текущий период посредством бюджета перераспределяют около половины всего дохода нации. В связи с этим пренебрежение регулирующей функции и преуменьшать ее роль в наши дни означает пренебречь выросшей ролью государства и его воздействия на экономическую ситуацию, что характерно для любого государства. Указанная функция проявляется в соответствии с совокупностью реализованных методов влияния на экономику при помощи установления определенной государственной политики, например политики стимулирования или сдерживания.

государственное регулирование экономики

Регулирующая функция осуществляется через финансовые механизмы, которые включают в себя совокупность отношений, способы создания и применения централизованного или децентрализованного капитала, сюда же относятся механизмы управления деньгами, федеральное законодательство, планирование.Данная функция оправдана тем, что:

  • государству принадлежат и оно сотрудничает с различными ведомствами, относящимися к предпринимательской сфере в экономике;
  • оно проводит политику, которая воздействует на экономику через систему институтов;
  • существуют сферы государственного влияния, в которых оно имеет ведущую роль, например социальная, образовательная, оборона.

Регулирующая функция используется в таких областях, как: курсы валют, экономическая деятельность вне государства, частный бизнес, безопасность. Распределение денег происходит среди материальных и нематериальных производств, их делят отрасли и регионы.

В настоящее время, на территории Российской Федерации данная функция используется, но все же недостаточно развита.

Регулирующая функция финансов

Социально-экономическая роль финансов (гос. уровень)

На государственном уровне функции финансов проявляются особенно ярко, потому что от эффективности управления денежными средствами на уровне страны напрямую зависит качество жизни населения.

Социально-экономическая роль финансов (гос. уровень)

Государство аккумулирует фонды за счет различных каналов, основным из которых являются налоговые поступления от физических и юрлиц. Уже на этапе формирования денежных фондов (гос. бюджета), финансы играют важную роль, ведь от корректности налоговой политики зависят темпы роста бизнеса, обеспеченность население и экономическое здоровье страны в целом.

Распределительная и перераспределительная функция финансов — важнейшие на государственном уровне. Речь идет о формировании и распределении валового внутреннего продукта (ВВП). Основным источником денежных фондов страны служит ее нацдоход, который выражается в совокупной стоимости ВВП за вычетом использованных в процессе операционной деятельности основных и оборотных средств. Нацдоход в определенной степени определяет общую экономическую структуру государства. Страна также может привлекать средства на международных рынках капитала или посредством выпуска государственных долговых бумаг (например — облигаций федерального займа, ОФЗ).

Распределительная функция

Страна аккумулирует денежные фонды в форме гос. бюджета, который затем распределяется между экономическими субъектами. Сюда входит перераспределение денежных средств между бюджетами различных уровней (в России — федеральный, региональные и местные бюджеты), субсидии и субвенции бизнесу и регионам, социальные выплаты населению (пенсии, пособия), государственные вложения в ценные бумаги, создание бюджетных и внебюджетных фондов, вложения в государственные инфраструктурные проекты, финансирование государственных учреждений и служб, включая правоохранительные и социальные органы.

Стимулирующая функция финансов на государственном уровне проявляется в применении правительством прямых и косвенных методов экономического регулирования. Распределение государственного финансирования между различными отраслями экономики способствует развитию одних отраслей и замедлению темпов роста других. Сюда относится и создание новых рабочих мест, строительство и ввод в эксплуатацию жилья, участие правительства в проектах государственно-частное партнерство.

Стимулирующая функция финансов

Следует сказать о пенсионных фондах, которые, с одной стороны, аккумулируют пенсионные накопления граждан (накопительная функция финансов), с другой стороны — вкладывают эти средства в различные ценные бумаги и инфраструктурные проекты (распределительная функция). Поиск наиболее эффективных путей вложения пенсионных накоплений, а также постоянный контроль за деятельностью государственных и частных пенсионных фондов выражают стимулирующую и контрольную функции.

Пенсионные фонды

Контрольная функция проявляется в мониторинге стадий движения денежных средств, от сбора налогов до распределения государственного бюджета. От качества осуществления государством контроля за движением денежных потоков напрямую зависит благосостояние население и бизнеса. Как известно, чем выше уровень коррупции и финансовых потерь на этапах операционной деятельности государственных структур, тем хуже уровень жизни в стране. В конечном итоге, государственное управление финансами определяет благосостояние нации и будущее страны.

Социально-экономические функции финансов на уровне предприятий

На уровне организаций каждая функция финансов является определяющей с точки зрения выживания фирмы

Именно поэтому финансовому менеджменту уделяется столь серьезное внимание, особенно в мультинациональных корпорациях

Социально-экономические функции финансов на уровне предприятий

Аккумулирующая функция проявляется в способности предприятий накапливать денежные средства за счет выручки, грамотно сохранять эти фонды. Предприятия споособны привлекать крупные средства путем эмиссии ценных бумаг: акций и облигаций. Помимо этого, фирмы способны формировать собственные денежные фонды за счет привлечения прямых или венчурных инвестиций. Также средством привлечения средств для предприятий является кредит. Если бы данные инструменты отсутствовали, фирмы были бы вынуждены развиваться исключительно за счет собственных средств, что замедлило бы рост как отдельных предприятий, так и экономики в целом. В данном примере проявляется как аккумулирующая, так и распределительная функции финансов.

Распределительная и перераспределительная функции проявляются в правильном вложении аккумулированных в результате операционной деятельности средств. Фирма должна решить, вкладывать ли деньги в производственные мощности, расширять ли сеть сбыта или инвестировать деньги в ценные бумаги. В зависимости от фазы экономического цикла, предприятие будет принимать различные решения на этапе распределения финансов.

Регулирующая функция позволяет бизнесу поддерживать в равновесии собственную структуру. Именно из-за стремления финансового состояния к оптимальности фирмы могут принимать решения о закрытии или реорганизации тех или иных подразделений, выходе на новые рынки, приоритетном финансировании одних проектов в ущерб другим. Особенно ярко это проявляется на примере матричных организаций, где финансирование проекта или продукта определяется его относительными преимуществами относительно других продуктов или проектов.

Стимулирующая функция финансов при грамотном корпоративном управлении позволяет повысить эффективность как отдельных сотрудников, так и целых подразделений. Менеджмент создает KPI (Key Performance Indicators, Ключевые Показатели Эффективности) для всех подразделений и сотрудников. При грамотной финансовой мотивации эффективность структурных подразделений повышается. Для топ-менеджмента и акционеров мотивирующим фактором являются дивиденды.

Контрольная функция финансов является критической для любой организации. Корректная организация учета, контроля и аудита позволяет фирмам контролировать издержки и избегать хищений и злоупотреблений на всех уровнях. Здесь важен как внутренний, так и внешний аудит, который проводится специализированными аудиторскими компаниям, в частности, компаниями большой четверки: Pricewaterhousecoopers, Ernst & Young, Deloitte, KPMG.

Страховые компании

Отдельно нужно подчеркнуть роль страхования. Страховые компании не только аккумулируют денежные средства на своих счетах за счет страховых взносов, но и вкладывают эти денежные фонды в экономику с целью извлечения прибыли от финансовой деятельности. Таким образом, страховые компании выступают в роли инвесторов и способствуют реализации накопительной, и перераспределительной функций. В поиске наиболее эффективных вложений и мониторинге за этой деятельностью выражаются стимулирующая и контрольная функции

Страховой рынок является важной частью финансовой системы как на государственном, так и на международном уровне

Функция планирования

Функция планирования заключается в том, что государство определяет бюджетную политику, ее цели, задачи и способы выполнения. Эта функция включает в себя следующие действия:

  • распределение полномочий и предметов ведения между органами государственной власти;
  • анализ и определение потребностей в денежных средствах для решения задач, которые стоят между государством и обществом;
  • разработка бюджетной политики;
  • разработка и обоснование оптимальных путей развития и укрепления госбюджета на основе прогнозируемых данных;
  • выработка конкретных мероприятий по исполнению госбюджета на следующий финансовый период.

Еще по теме 1.1. Экономическая сущность финансов:

  1. 1.1. Экономическая сущность финансов
  2. 1.1. Социально-экономическая сущность финансов
  3. 7.1. Экономическая сущность финансов
  4. Социально-экономическая сущность финансов, их роль в расширенном воспроизводстве
  5. Социально-экономическая сущность и функции финансов домашнего хозяйства
  6. 6.1. Экономическая сущность финансов и их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
  7. ГЛАВА 1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ.
  8. Тема 1. Социально-экономическая сущность финансов и финансовых отношений
  9. 1. Социально-экономическая сущность финансов, их признаки.
  10. 1. Социально-экономическая сущность финансов, их признаки.
  11. Тема 1. Сущность финансов как экономической категории Функции финансов
  12. 1 Социально-экономическая сущность финансов
  13. 1.2. Социально-экономическая сущность финансов. Функции финансов.
  14. 1.2. Социально-экономическая сущность финансов.
  15. 2. Социально-экономическая сущность и необходимость финансов
  16. Тема 2.1 Социально-экономическая сущность финансов и их функции в условиях рыночной экономики
  17. Введение. 5 Глава 1. Содержание финансов и основы управления системой финансов 8 1.1. Экономическая сущность финансов. 8 1.2. Структура финансовой системы России. 15 1.3. Реализация финансовой политики как главная цель управления финансами 22 Контрольные вопросы к главе 1. 37 Глава 2. Место и роль бюджетной системы в финансовой системе страны 38 2.1. Становление и развитие бюджетной системы в России. 38 2.2. Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны 47 2.3. Основы современного бюджетного устройства в России. 57 2.4. Законодательное регулирование бюджетных правоотношений 72 2.5. Государственные внебюджетные фонды.. 76 Контрольные вопросы к главе 2. 79 Глава 3. Межбюджетные отношения. 80 3.1. Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм 80 3.2. Формирование системы межбюджетных отношений в России. 86 3.3. Основы межбюджетного выравнивания в России. 91 3.4. Характеристика межбюджетных трансфертов. 94 Контрольные вопросы к главе 3. 107 Глава 4. Доходы бюджетов бюджетной системы РФ.. 108 4.1. Сущность и виды доходов бюджетов. 108 4.2. Доходы федерального бюджета. 115 4.3. Особенности формирования доходов бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. 117 4.4. Проблема рационализации структуры доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.. 122 Контрольные вопросы к главе 4. 125 Глава 5. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ.. 126 5.1. Сущность расходов бюджетов и их роль в макроэкономическом регулировании. 126 5.2. Структура расходов бюджетов бюджетной системы РФ 129 5.3. Особенности осуществления программно-целевого бюджетного финансирования 145 Контрольные вопросы к главе 5. 149 Глава 6. Сбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ.. 150 6.1. Сущность и причины возникновения бюджетного дефицита 150 6.2. Источники финансирования дефицита бюджета в России. 153 6.3. Государственный и муниципальный долг. 157 Контрольные вопросы к главе 6. 161 Глава 7. Бюджетный процесс в Российской Федерации. 163 7.1. Участники бюджетного процесса и их полномочия. 163 7.2. Составление проектов бюджетов бюджетной системы РФ.. 167 7.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов бюджетной системы РФ 171 7.4. Исполнение бюджетов бюджетной системы РФ.. 175 7.5. Внешняя проверка бюджетной отчетности. 181 Контрольные вопросы к главе 7. 184 Список литературы.. 185 Приложения. 192 ВВЕДЕНИЕ
  18. 1.1. Экономическая сущность финансов
  19. Социально-экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств в рыночной системе хозяйствования

История

В полной мере финансы, как средство влияния на экономику, развитые страны стали использовать  в двадцатом веке, после Великой депрессии. Идеология, теория и практика регулирующей функции финансов государственных была сформулирована в том же временном периоде в Англии, экономистом Дж.Кейнси, который является основоположником кейнсианской теории.

Структура финансов

Согласно информации с различных источников, у финансов выделяют шесть функций – обеспечивающая, стимулирующая, контрольная, распределительная, фискальная и регулирующая. Последняя отражает саму суть финансов как таковых.