Международный валютный фонд / мвф

Цели МВФ

Первоначальной целью МВФ была контроль за работой новой валютной системы, позднее названной Бреттон-Вудской валютной системой. Каждый член Фонда объявил стоимость своей валюты по отношению к доллару США, а МВФ осуществлял надзор за стабильностью курсов обмена валют (допускалось изменения не больше 1% от заявленной стоимости).

За общими красивыми словами «содействовать мировой торговле, инвестициям и экономическому росту, поддерживая конвертируемые валюты по стабильным обменным курсам» спряталась главная причина — выдавать кредиты Центральным банкам, «подсадив» на кредитную иглу как можно больше стран, с дальнейшим подчинением их через МВФ Федрезерву.

Другими словами, если у тебя дефицит платежного баланса, раньше (во времена «золотого стандарта», и позже во времена Генуэзской валютной системы) правительства могли ввести валютный контроль, девальвировать, ревальвировать свою валюту, то сейчас тебе просто необходимо взять кредит.

После краха Бреттон-Вудской системы и c приходом Ямайской валютной системы цели МВФ изменились. Теперь МВФ имеет право вмешиваться во внутреннюю политику заемщика, корректируя экономическую и государственную политику страны.

В 1970хх года крупные коммерческие банки имели столько денег от экспортеров нефти, что начали кредитовать целые государства, например, в 1966 году СССР взял кредит на 450 млн рублей для постройки завода ВАЗ; в 1970хх годах — $11 млрд — для развития газовой отрасли.

Однако это не помогло ни во время кризисов в Мексике в 1982 и 1994 годах, ни в Бразилии в 1987 году, ни в Восточной Азии в 1997–98 годах, ни и в России в 1998 году.

С другой стороны, прикрываясь словами о предотвращении финансовых кризисов, МВФ управляет экономической политикой стран-членов Фонда.

ЦБ подчиняется МВФ

Это миф. Причем очень примитивный. Откуда вообще это пошло?

В статье 4, п. 18.2 Закона «О Центральном банке РФ» сказано, что ЦБ является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом. К этой формулировке и прицепились сторонники теории о том, что ЦБ подчиняется МВФ.

Далее, как вы должны знать, Россия является членом МВФ, как и другие 190 стран мира на данный момент. И поскольку Россия является членом МВФ, согласно разделу 2 статьи XIII Соглашений Международного Валютного Фонда от 22.07.1944 года, она обязана назначить свой центральный банк депозитарием всех авуаров Фонда в своей валюте, либо, если в нем нет центрального банка, оно назначает иное учреждение, приемлемое для Фонда. Что, собственно, и сделано.

То есть, ЦБ РФ просто хранит рублевые ценные бумаги МВФ и проводит с ними операции при необходимости. Фактически, обслуживает эту организацию так же, как банк обслуживает клиента. Никакой зависимости от МВФ при этом не возникает. Более того, Россия уже давно даже не берет кредиты МВФ, окончательно погасила задолженность перед этой организацией в 2005 году.

[править] История

Основная статья: История Международного валютного фонда

МВФ был основан в 1946 году в рамках Бреттон-Вудсской системы с целью представления краткосрочного финансирования странам с проблемами в уравновешивании платежного баланса во избежание повторения возврата к протекционизму и ослабления конкуренции межвоенного периода. МВФ играл системообразующую роль в обеспечении устойчивости международной валютной системы

Поэтому он сотрудничал преимущественно с развитыми странами и концентрировал внимание на основных монетарных и фискальных агрегированных показателях. В программах МВФ большей частью отсутствовали структурные изменения и совсем незначительное внимание уделялось обусловленности

Только в 1968 году обусловленность была формально закреплена в дополнении к Статьям о соглашениях, и до середины 1970-х годов она касалась лишь макроэкономических показателей.

Однако в 1971 году в результате крушения Бреттон-Вудсской системы МВФ утратил свою первоначальную роль. Режим плавающего обменного курса, принятый в большинстве развитых стран, не требовал постоянного надзора и поддержки Фонда. По выражению Милтона Фридмена, «утратив свою единственную функцию, МВФ должен был бы закрыть свое дело». Вместо этого в 70-х гг. круг деятельности Фонда начал расширяться за счет сотрудничества с развивающимися странами. Поворотным моментом в этом процессе считается эпидемия кризисов задолженности 1982 г. (обычно называемая «ползучей миссией»). В последующие годы деятельность Фонда сосредоточилась на оказании финансовой поддержки и технической помощи развивающимся странам, пострадавшим от кризиса. Такое изменение привело к увеличению средней продолжительности и расширению целей программ, а также к изменениям в характере обусловленности. «В ответ на существенные перемены в природе и масштабах экономических диспропорций, с которыми столкнулись страны-члены МВФ, программы поддержки Фонда в отдельные годы уделяли больше внимания структурным реформам и достижению устойчивого экономического роста». В определённой мере это было реакцией на усиление критики в адрес МВФ как «сурового» института, уделяющего слишком много внимания сокращению внутреннего спроса и слишком мало — расширению внутреннего предложения.

Изменение иерархии целей и характера проблем ведущих государств членов МВФ привело к увеличению срока действия резервных соглашений до трёх лет и к принятию новых среднесрочных программ, таких как EFF, SAF и ESAF. В основе принятия в 1974 году программы EFF лежала необходимость решения проблем «экономики, испытывающей серьезные трудности с платёжным балансом из-за структурных диспропорций или экономики, характеризующейся медленными темпами роста и постоянно неуравновешенным платежным балансом, не позволяющим проводить активную оздоровительную политику». Аналогичным образом, целью программы SAF стало «преодоление структурных диспропорций и застоя» в странах с низким доходом, «многие из которых на протяжении ряда лет страдали от низкого уровня экономического роста и сокращения дохода на душу населения».

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189
стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992
года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания
устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В
январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в
результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета
директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем
самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых
операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016
года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была
увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный
характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты
Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников
МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской
Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые
соглашения о заимствовании (NAB), а также
двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ
условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с
МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и
проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в
рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных
мероприятий).

Центральный банк России не принадлежит государству

Центральный банк России имеет особый юридический статус. Он не является государственный учреждением и не подчиняется правительству РФ, поскольку является независимым юридическим лицом. Ни одна из ветвей власти в России не управляет Центробанком.

Тем не менее он обязан ежегодно отчитываться перед Правительством о доходах и убытках. Часть полученной Центробанком прибыли он обязан перечислять в бюджет России.

Парадоксально, что и национальная российская валюта не принадлежит государству. Главной функцией Центробанка является эмиссия денег. Однако выпускать их он может только в ограниченном количестве в соответствии с объёмами закупки долларов США. Даже валютные и золотые резервы России, как и других стран, хранятся на складах Международного валютного фонда.

Кроме денежной эмиссии, Центробанк выполняет и другие важные функции:

  • защиту национальной валюты от курсовых колебаний;
  • разработку и реализацию кредитной политики России;
  • установку правил осуществления банковских операций в стране;
  • развитие и модернизацию банковской системы РФ;
  • регистрацию негосударственных пенсионных фондов;
  • выплату средств вкладчикам обанкротившихся банков;
  • выдачу и отзывы банковских лицензий;
  • определение ставки рефинансирования;
  • определение курса валют.

Печатая рубли, ЦБ финансирует экономику США, потому что они вкладываются в доллары

Это миф. Когда происходит эмиссия рублей, действительно, «напечатанные» (то есть, выпущенные в наличной и безналичной форме) деньги, вкладываются в какие-то активы. По-другому просто невозможно: рубли — это обязательства ЦБ (в пассиве баланса), и при приросте этих обязательств обязательно должен осуществляться прирост активов (в активе баланса), иначе просто не сойдется баланс.

Эмитированные рубли ранее довольно часто, действительно, вкладывались в золотовалютные резервы, в том числе и в доллары, как главную мировую резервную валюту, но не только в доллары. Простыми словами, до 2010 года денег в экономике было примерно столько, сколько валюты в резервах.

После этого ситуация поменялась, и денежная масса стала расти быстрее, чем ЗВР, зависимость между ними уже несущественная. Это произошло, благодаря тому, что эмитированные рубли ЦБ все больше начал вкладывать в рефинансирование банков через выдачу кредитов под залог облигаций федерального займа (на выпущенные рубли выпускались эти самые облигации).

То есть, можно утверждать, что «печатая» рубли, ЦБ сейчас финансирует российскую экономику: они поступают именно туда через отечественную банковскую систему.

Всемирный банк

Цель Всемирного банка – способствовать долгосрочномуэкономическому развитию и сокращению бедности в экономически развивающихся странах.Это достигается за счет предоставления технической и финансовой поддержки.Первоначально банк сосредоточился на восстановлении инфраструктуры в Западной Европе после Второй мировой войны, а затем сосредоточил свое внимание на слаборазвитых странах.

Поддержка Всемирного банка помогает странам реформировать неэффективные секторы экономики и реализовывать конкретные проекты, такие как строительство медицинских центров и школ или более широкое распространение чистой воды и электричества.

Преимущества МВФ

МВФ предлагает свою помощь в виде наблюдения, которое он проводит на ежегодной основе для отдельных стран, регионов и мировой экономики в целом. Однако страна может обратиться за финансовой помощью, если она окажется в экономическом кризисе, вызванном внезапным потрясением в ее экономике или плохим макроэкономическим планированием. Финансовый кризис приведет к серьезной девальвации валюты страны или крупного истощению валютных резервов страны. В обмен на помощь МВФ от страны обычно требуется приступить к осуществлению контролируемой МВФ программы экономических реформ, также известной как программы структурной перестройки (ПСП).

Есть еще три широко используемых механизма, с помощью которых МВФ может ссужать свои деньги.Резервное соглашение (SBA) предлагает финансирование краткосрочного платежного баланса, обычно от 12 до 24 месяцев, но не более 36 месяцев.

Программа расширенного финансирования (EFF) – это среднесрочная схема, по которой страны могут занимать определенную сумму денег, как правило, на срок от четырех до 10 лет.EFF направлен на решение структурных проблем в макроэкономике, которые вызывают хроническоенеравенство платежного баланса .Структурные проблемы решаются посредством реформы финансового и налогового секторов и приватизации государственных предприятий.

Третий основной механизм, предлагаемый МВФ, известен как Фонд сокращения бедности и роста (PRGF).Как следует из названия, он направлен на сокращение бедности в беднейших странах-членах ЕС и одновременно закладывает основы для экономического развития.Ссуды выдаются с особо низкими процентными ставками .

МВФ предлагает техническую помощь странам с переходной экономикой в ​​переходе от централизованно планируемой экономики к рыночной.МВФ также предлагает чрезвычайные фонды для рухнувших экономик, как это было сделано для Южной Кореи во время финансового кризиса 1997 года в Азии, что позволило ему избежать суверенного дефолта. Чрезвычайные фонды также могут быть предоставлены в кредит странам, которые столкнулись с экономическим кризисом в результате стихийного бедствия.

Все возможности МВФ направлены на обеспечение устойчивого развития в стране и пытаются разработать политику, которая будет принята местным населением. Однако МВФ не является агентством по оказанию помощи, поэтому все ссуды предоставляются при условии, что страна внедрит СПД и сделает приоритетной выплату того, что она заимствовала. Страны, которые участвуют в программах МВФ, обычно являются развивающимися странами, странами с переходной экономикой и странами с формирующимся рынком (странами, которые столкнулись с финансовым кризисом).

Чем занимается МВФ?

МВФ официально появился в 1945 году после Бреттон-Вудской конференции, состоявшейся годом ранее. Вместе со своей дочерней организацией, Всемирным банком , он был создан для предотвращения экономических кризисов, таких как Великая депрессия .Это специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, которым управляют 184 страны-члена. Членство открыто для любой страны, которая проводит внешнюю политику и принимает устав организации.4

МВФ отвечает за создание и поддержание международной валютной системы, системы, посредством которой осуществляются международные платежи между странами. Он обеспечивает систематический механизм для валютных операций с целью стимулирования инвестиций и содействия сбалансированной мировой экономической торговле.

Для достижения этих целей МВФ сосредотачивает внимание и дает рекомендации по макроэкономической политике страны, которая влияет на ее обменный курс , государственный бюджет, управление денежными средствами и рынку труда и занятости. Кроме того, в качестве фонда он может предлагать финансовую помощь странам, нуждающимся в исправлении расхождений в платежном балансе

МВФ поручено стимулировать экономический рост и поддерживать высокий уровень занятости внутри стран

Кроме того, в качестве фонда он может предлагать финансовую помощь странам, нуждающимся в исправлении расхождений в платежном балансе. МВФ поручено стимулировать экономический рост и поддерживать высокий уровень занятости внутри стран.

Международный валютный фонд. История возникновения

Решение о создании МВФ было принято на Бреттон-Вудской конференции ООН, которая касалась валютно-финансовых вопросов

На этой же конференции было принято решение о создании другой важной международной организации, такой как банк реконструкции и развития

Спустя небольшой период времени в конце 1945 года соглашение о создании МВФ было подписано представителями 29 стран. Именно этот момент и принято считать датой создания международного валютного фонда, несмотря на то,что он начал полноценно функционировать лишь весной 1947 года. Первым государством, получившим кредит от МВФ, стала Франция, которой требовались средства на восстановление экономики после второй мировой войны. Кредит был выдан Франции в 1947 году.

Описание предмета: «Мировая экономика»

Мировое хозяйство — исторически сложившаяся совокупность взаимосвязанных национальных хозяйств, в основе
которой лежит международное разделение труда, экономические разнообразия, политические и иные отношения.Экономика — развивающаяся в рамках общественно-исторической формации на базе сложившихся производительных сил и
производственных отношений стратегия и тактика хозяйственной деятельности, охватывающие все звенья товарного
производства, распределения, товародвижения и потребления материальных благ.Изучение курса нацелено на углубленное понимание причин, механизмов и результатов взаимодействия и взаимосвязи
международного рынка товаров и услуг, международного валютного рынка, международного рынка факторов
производства, изучения закономерностей формирования международных экономических отношений, мирохозяйственных
связей и взаимодействия национальных экономик.

Уделяется большое внимание изучению важнейших теоретических
инструментов, которые могут использоваться при анализе функционирования мировых рынков

Важное место в курсе
уделено проблемам теоретического анализа механизмов государственного регулирования в условиях
внешнеэкономических взаимодействий.Дисциплина «Мировая экономика» является специальной дисциплиной регионального компонента. Ее назначение
заключается в том, чтобы дать студенту возможность самостоятельно ориентироваться в направлениях развития
экономической науки, исследующей проблемы мирохозяйственных связей. К тому же она вооружает студентов знанием
основополагающих теорий, которые можно использовать в исследовании проблем интернационализации и глобализации
общественного развития

К тому же она вооружает студентов знанием
основополагающих теорий, которые можно использовать в исследовании проблем интернационализации и глобализации
общественного развития.

Ее назначение
заключается в том, чтобы дать студенту возможность самостоятельно ориентироваться в направлениях развития
экономической науки, исследующей проблемы мирохозяйственных связей. К тому же она вооружает студентов знанием
основополагающих теорий, которые можно использовать в исследовании проблем интернационализации и глобализации
общественного развития.

Литература

  1. Н.Д. Кондратьев. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. – М.: Экономика, 2002. – 768 с.
  2. В.М. Козырев. Основы современной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 528 с.
  3. Что есть что в мировой экономике. – М.: Высшая школа экономики, 2012. – 328 с.
  4. В.М. Козырев. Основы современной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 544 с.
  5. С.А. Пястолов, О.И. Сударев, А.М. Суховский. Основы экономики. – М.: МГИМО-Университет, 2011. – 504 с.
  6. В.Ф. Попондопуло. Банкротство. Правовое регулирование. – М.: Проспект, 2018. – 432 с.
  7. Эффективный экономический рост: теория и практика. Учебное пособие для студентов экономических вузов. – М.: , . –  с.

Образцы работ

Тема и предмет Тип и объем работы
Финансовая глобализация мировой экономикиМеждународные экономические отношения Курсовая работа40 стр.
Международная передача технологийМировая экономика Курсовая работа36 стр.
Германская модель социально-рыночного хозяйстваМировая экономика Курсовая работа30 стр.
Новые угрозы экономической безопасности РФМировая экономика Диплом57 стр.

Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru

+7 911 822-56-12 с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание! Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Отношения СССР и России с МВФ

Изначально сотрудничество с Международного валютного фонда в СССР рассматривалось как решение проблем структурной перестройки советской экономики. На одной из встреч Эдуарда Шеварнадзе с главой МВФ того времени отмечалось, что «в складывающемся новом характере международных отношений созрели условия для начала переговоров о присоединении СССР к МВФ». Участие в этой организации, подчеркнул на встрече, Шеварнадзе, в СССР рассматривали как логическое продолжение курса на широкое включение в современные меры хозяйственной связи.

Советское правительство придавало большое значение участию СССР в разработке принципов международного сотрудничества. В рамках данных целей руководство шло на определенные уступки союзникам ради возможности воздействовать на формирование послевоенного международного экономического порядка.

Поддержание образа влиятельного игрока на международном рынке так же было в приоритете. Однако Вячеслав Молотов, председатель Совета народных комиссаров СССР, написал отказную резолюцию на вступление в МВФ.

Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Дмитрий Смыслов так объяснил причину отказа от вступления СССР в МВФ: «Роль сыграли догматические идеологические стереотипы, которые были присущи прежнему политическому руководству СССР».

Сотрудничество России с международным валютным фондом после распада Советского Союза осуществлялось в рамках обязательств по проведению конкретной макроэкономической политики. С 1992 года России пришлось взять кредит у МВФ на сумму 22 миллиарда долларов США. Деньги начали брать сразу после распада СССР: стране были нужны кредиты. Это Россия объясняла необходимость получения новых кредитов стабилизационными мерами в рамках переходной экономики (сумма была относительно небольшая – только 3 миллиарда долларов США). Однако несмотря на небольшой объем очередного кредита, общая задолженность росла.

В рамках механизма финансирования системных преобразований Россия вновь получила 2 кредита по 1,5 миллиарда долларов от МВФ в 1993 году. В 1994 году главной макроэкономической целью России стало подавление инфляции и ужесточение денежно-кредитной политики. Чтобы это все реализовать, в 1995 году Россия получает очередной крупный кредит в размере 6,8 миллиарда долларов США.

В то время МВФ ужесточает требования к потенциальным заемщикам. Главными условиями стали:

  1. Сокращение дефицита государственного бюджета до 6% ВВП;
  2. Снижение инфляции до 1% в месяц;
  3. Устранение внешнеторговых льгот;
  4. Либерализация экспорта нефти;
  5. Отмена экспортных пошлин до 1996 года.

В марте 1996 года Международный валютный фонд вновь предоставил России новый кредит в размере 10,1 миллиарда долларов США. Этот кредит стал на тот момент крупнейшим в истории МВФ кредитным соглашением.

Россия длительное время была крупнейшим заемщиком Международного валютного фонда. К 1998 году количество выданных кредитов превышало квоту более, чем в три раза.

Однако в связи с объявление дефолта по внутреннему государственному долгу в 1998 году кредитный пакет помощи России был заморожен. С 2000 года Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ. А спустя 5 лет, в 2005 году, Россия выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности, полностью погасив свои обязательства.

Впоследствии Россия получила статус кредитора Международного валютного фонда. После приобретения данного статуса, Россия, решением Совета директоров МВФ, была включена в группу разработки плана финансовых операций фонда.

В настоящее время Россия с некоторой периодичностью проводит консультации с Международным валютным фондом по всем основным вопросам экономического ситуации и развития мировой экономики.

Заключение

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.

Конечно, как и всякая международная организация, МВФ является ареной не только партнерства, но и соперничества национальных, экономических и политических интересов. США лишились возможности монопольно определять политику Фонда. Они вынуждены согласовать свою линию поведения с главными государствами Западной Европы и Японией.

Одновременно в МВФ усиливается влияние развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, отстаивающих свои интересы. Начинают активно заявлять о себе и бывшие страны-члены СЭВ, особенно Россия и другие страны СНГ. Из этого потребность в более эффективном механизме сопоставления, учета и примирения конфликтных интересов в рамках МВФ к выгоде всего мирового сообщества, необходимость совершенствования как институциональных структур Фонда, так и реализуемых им программных политических установок.