Оглавление
- Призывы к осторожности
- Что будет дальше для бизнеса?
- Акции Tesla: взлёт на фоне карантина
- Риски для инвесторов
- Сколько можно заработать на акциях «Тесла»
- Компания с потенциальной стоимостью в $3 триллиона
- Нюансы продажи
- Фундаментальные изменения
- Покупка акций в Tesla сегодня: за или против?
- Регуляторная проверка
- Бизнес модель Tesla
- iShares U.S. Consumer Goods ETF
- Сколько заработали инвесторы, вложившие деньги в 2010 году?
- Технологические мощности и проблемы Tesla
- Стоит ли инвестировать в Tesla ETF
- Бизнес модель Tesla
- Выгодно ли инвестировать в Tesla?
- Факторы, влияющие на стоимость акций «Тесла»
- Основные данные и технический анализ
- Как и где купить акции «Тесла»
- Подведем итоги
Призывы к осторожности
С другой стороны, на фоне этого лихорадочного изменения оценки акций Tesla, есть множество аналитиков, которые призывают к осторожности и не верят, что на самом деле история Tesla так же радужна, как выглядит.Созданный известным игроком на понижение Эндрю Лефтом сайт Citron Research, размещающий комментарии по акциям, во вторник опубликовал твит о том, что даже исполнительный директор Tesla делал бы ставки против акций, если бы был управляющим фондом, и назвал акции «новым казино Уолл-стрит». Комментируя стремительный рост акций Tesla, Гордон Джонсон из GLJ Research заявил, что это пузырь, который «фактически является биткоином на колесах»
Комментируя стремительный рост акций Tesla, Гордон Джонсон из GLJ Research заявил, что это пузырь, который «фактически является биткоином на колесах».
14-дневный индекс относительной силы (RSI) (показатель величины и постоянства ценовых движений) составляет для автопроизводителя колоссальные 92,5. По данным Bloomberg, в декабре 2017 года, когда цена на биткоин, известный своей высочайшей волатильностью, доходила до $19 511 долларов, его 14-дневный RSI не смог пробить 91. Как правило, аналитики считают, что актив перекуплен, когда RSI превышает 70.
С точки зрения спроса неясно, насколько быстро китайский рынок станет прибыльным для Tesla. Продажи электромобилей в Китае последние несколько кварталов снижались, поскольку правительство отменяет субсидии на автомобили на альтернативных видах энергии.
Замедление автомобильного рынка в Китае, отмена налоговых льгот в США для покупателей Tesla и риск того, что Маск снова не выполнит свои обещания, являются одними из основных препятствий, которые могут стать на пути акций в 2020 году.
Подведем итог
Нет никаких сомнений в том, что Tesla преодолела кризис, нарастив производство и построив завод в Китае, что может изменить ситуацию с долгосрочной прибыльностью компании.
Но в истории этого автопроизводителя было всего несколько прибыльных кварталов, и он никогда не показывал прибыль в годовом отношении. В такой ситуации мы не рекомендуем покупать акции Tesla на текущих экстремальных уровнях, особенно учитывая историю драматических циклов взлетов и падений.
Что будет дальше для бизнеса?
У Tesla есть несколько новых разработок, о которых следует знать инвесторам. После пятого квартала подряд прибыльность Tesla была добавлена в индекс S&P 500 21 декабря, заменив Apartment Investment and Management Co.
Tesla также заявила, что будет стремиться снизить общую стоимость производства своих автомобилей и, в частности, батарей. В долгосрочной перспективе компания также будет пытаться заработать больше на своем программном обеспечении, в том числе на полной системе самоуправления, которая все еще находится в разработке. Что касается доходов от регулирующих кредитов, то они должны снизиться в ближайшие несколько лет вместе с зависимостью компании от этого источника дохода.
Может вас заинтересует так же:
- Куда вложить 100000 рублей?
- Как выбрать брокера и открыть брокерский счет?
Акции Tesla: взлёт на фоне карантина
Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций
Сейчас мой публичный инвестпортфель — более 5 000 000 рублей.
Я регулярно получаю много вопросов и специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать в различные активы. Рекомендую пройти, как минимум, бесплатную неделю обучения.
Если вам интересна практика и какие инвестрешения в моменте принимаю лично я, то вступайте в Клуб Ленивого инвестора.
Подробнее
Компания Тесла специализируется на выпуске электромобилей. Будучи основана в 2003 году, вплоть до 2019-го особыми финансовыми успехами она не блистала, по большей части несла убытки. Такими оказались годы с 2015 по 2019 включительно, суммарный убыток за это время составил $5,74 млрд. Впервые большого успеха Tesla добилась в 1 квартале 2020 г. Несмотря на карантин и биржевой обвал в марте, было продано 88,4 тыс. электромобилей, что стало лучшим квартальным результатом в истории компании. Первое полугодие 2020 года, как и второе 2019-го, оказалось прибыльным. Их общий итог – чистая прибыль в размере $479 млн.
Звёздный час для Tesla наступил после отчёта за 4 квартал 2019 г. Оказалось, что компания выполнила годовой план по выпуску электромобилей (360–400 тыс. шт.), отгрузив 367 тыс. машин. По-видимому, утечки информации бывали и раньше, недаром акции Tesla активно росли с декабря 2019 г. Настоящее же безумие началось после опубликования отчёта. Только за 3 февраля бумаги подскочили почти на 16%. На следующий день был установлен абсолютный рекорд дневного оборота акций одной компании. Общая сумма сделок превысила $55 млрд.
После этих событий аналитики разделились на два непримиримых лагеря. Инвестиционная компания Ark Invest допустила рост акций Tesla до $7 тыс. В то же время, по оценке Morgan Stanley, экономически обоснованной выглядела стоимость $360. Именно к ней вскоре и упали акции. Подобное явление известно как «ловушка для медведей». В 2008 г. канадский эксперт Жан-Поль Родриг предложил схему динамики роста и схлопывания биржевых пузырей.
Акции Tesla отработали её с образцовой точностью. Как показывает история, подобные сценарии повторялись в мире много раз. Но давайте посмотрим, что было дальше с бумагами Tesla. Новая волна ажиотажного спроса началась уже в марте. Во многом ей способствовало рекордное в истории монетарное стимулирование экономики, предпринятое ФРС США для борьбы с «коронавирусным» кризисом. Моментальный отскок продемонстрировало абсолютное большинство акций. Лидером вновь оказалась Tesla: восстановление до прежнего максимума привело не к остановке роста, а только к его ускорению.
Первый пузырь оказался лишь одной из стадий развития второго. Ещё острее встал вопрос: чего ждать в дальнейшем? Экономические показали Tesla выдающимися назвать сложно. Собственный капитал компании на конец 2 квартала 2020 г. оценивался всего в $11,38 млрд. Суммарные обязательства на тот же момент составляли $26,75 млрд. Тем не менее рыночная капитализация Tesla на конец июля 2020 достигла $226,6 млрд, а в августе превышала $300 млрд.
Объяснить феномен Tesla в рамках фундаментального анализа невозможно. Эти акции слишком волатильны и не подходят для портфельных инвестиций, по ним не платят дивиденды. Большинство энтузиастов верят в дальнейшие успехи компании и ждут роста прибыли. Они надеются, что в будущем, возможно, Tesla начнёт выплачивать дивиденды. Скептики считают, что на фоне высокой долговой нагрузки перспективы дальнейшего роста акций туманны. Генеральный директор компании Илон Маск ещё в начале мая 2020 года признал, что акции Tesla переоценены. К тому же, компания имеет проблемы, заметные невооружённым взглядом. Прежде всего, это явная нехватка производственных мощностей, их уязвимость перед текущими экономическими вызовами.
Риски для инвесторов
С какими рисками сталкивается компания? Самых главных можно выделить два — конкуренция и производственные проблемы.
Конкуренция будет только нарастать.
По данным того же Блумберг к 2022 году мы сможем сделать выбор уже из 500 моделей EV. Просто так Маску никто не даст монополизировать рынок.
Главное опасение заключается в том, что матерые автопроизводители сумеют создать более дешевый и практичный электромобиль, который не оставит Tesla шансов. Пока не создали.
Производственные проблемы.
Так как компания сравнительно молода, то не все производственные процессы отлажены должным образом.
Например, выпуск Model 3 задерживался не единожды. Компании просто не хватало производственных мощностей, чтобы удовлетворить спрос, а после покупки клиенты оказывались в затруднительной ситуации, когда детали на автомобиль приходилось ждать месяцами, а сервисов и сотрудников, чтобы обслуживать новенькие Model 3 у компании в принципе не было.
Выглядит печально, но стоит отметить, что менеджмент достаточно умело и оперативно решает проблемы.
Сейчас у Теслы уже два полноценных завода. Один в Калифорнии и другой в Шанхае, который компания построила всего за 10 месяцев. А также, назло эко-активистам планируется постройка еще одной фабрики в Берлине.
Сколько можно заработать на акциях «Тесла»
Текущее падение наглядно демонстрирует весь потенциал возможного заработка на акциях «Tesla Inc.»
Причем, что самое важное, речь идет о заработке с минимальной долей риска, потому что:
- динамика бумаг детерминирована с курсом NASDAQ, а предполагать, что высокотехнологичные американские производители вдруг потерпят крах в долгосрочной перспективе, может только очень наивный человек;
- акции «Tesla Inc.» являются одними из ликвиднейших структурных компонентов индекса. Фактически, о развороте индекса можно судить по динамике акций «Тесла» и наоборот.
Фундаментально продукция компании имеет в мире не просто успех, а успех нарастающий. Никто не сомневается, что после кратко- или среднесрочного падения общей ликвидности на рынке, бумаги компании не просто «отрастут» обратно, но и существенно прибавят в цене. Поэтому если правы негативисты, и глубина падения удвоится относительно текущих значений (то есть, относительно 20.02.2020г. акции подешевеют вдвое), то это значит, что в соответствии с осторожным, консервативным прогнозом инвестор получит возможность заработать, как минимум, 100% годовых. Ибо мало кто считает, что на восстановление прежней стоимости акций уйдет больше года.
Но и это еще не все: ведь «на низах» можно приобрести опционы кол на TSLA. Подразумевается возможность работать с плечом (1:7), что увеличивает 100% сразу… в (1+7)=8 раз до сумасшедших 800% годовых. Однако нужно не забывать, что при работе с плечом разумно иметь средств на маржинальном счете в размере 100% от суммы, на которую приобретаются опционы (это в случае осуществления довольно рискованной стратегии). «Маржинальные» деньги, разумеется, не растут, так что грубо уменьшаем сумму потенциального заработка вдвое – до скромных 400% годовых.
Брокерская компания «24option» позволяет отечественным резидентам торговать на американской площадке NASDAQ в онлайн-режиме. В том числе, осуществляется доступ к сегменту деривативов, где можно купить опционы на акции «Тесла».
Компания с потенциальной стоимостью в $3 триллиона
В число «быков» Tesla входит и Кэти Вуд; ее ARL Invest Management инвестировала значительную сумму в производителя электромобилей. Согласно последним сообщениям фонда, к 2025 году акции TSLA могут достичь отметки в $3000, что доведет оценку компании почти до 3 триллионов долларов.
Согласно сообщению, опубликованному на веб-сайте ARK в пятницу, Tesla с 50-процентной вероятностью полностью реализует проект беспилотных автомобилей в течение пяти лет, что позволит быстро масштабировать запланированный сервис «роботакси». ARK также оптимистично оценивает страховое подразделение Tesla, которое собирает подробные данные о поездках людей. Подразделение может расширить свою деятельность на другие регионы, принося компании прибыль за счет повышенной рентабельности.
Конечно, можно только гадать, дойдут ли акции Tesla до намеченного уровня. Но большинство участников рынка склоняется к мысли, что сейчас не лучшее время для покупки акций Tesla. В пятницу появились новости о том, что регулирующие органы Китая планируют запретить использование автомобилей Tesla на военных объектах и в жилых комплексах; решение исходит из опасений того, что камеры автомобилей могут быть использованы для сбора конфиденциальных данных.
Кроме того, Tesla стала наименее популярной компанией среди группы гигантов американского рынка, включающей Apple (NASDAQ:AAPL) и Microsoft (NASDAQ:MSFT). Согласно недавнему сообщению TheStreet.com, ее «рейтинг одобрения» на Уолл-стрит составляет всего 38%. Что касается ценового таргета, то аналитики ожидают просадки Tesla на 14%.
И «медвежьи» оценки — не единственный повод для беспокойства. Все чаще звучат заявления о том, что экспансия на рынке электромобилей будет далеко не легкой «прогулкой» для Tesla. Традиционные автомобильные концерны (такие, как Volkswagen AG (OTC:VWAGY) и General Motors (NYSE:GM)) все активнее разрабатывают собственные решения в этой области.
Акции VW, например, сильно выросли в этом месяце, поскольку многие аналитики положительно оценивают инициативы компании на рынке электромобилей. Эксперты UBS Group в недавней заметке похвалили первую «массовую» модель VW (хэтчбек ID.3), разработанную на специализированной платформе. «Этот автомобиль стал самым впечатляющим предложением среди всех решений, представленных традиционными автомобильными компаниями», — пишет Патрик Хаммел (который также повысил свой ценовой таргет для акций VW).
Подведем итог
Акции Tesla оказались в тени целого ряда проблем. Продолжение мощного ралли прошлого года маловероятно, поскольку инвесторы переводят капитал в более циклические отрасли.
Растущая конкуренция на рынке электромобилей — еще один повод проявить дополнительную осторожность. Мы полагаем, что в ближайшие дни появится более выгодная точка входа на рынок, которая позволит включить Tesla в долгосрочные портфели
Нюансы продажи
При продаже ценных бумаг российские инвесторы обязаны заплатить налог. Есть возможность легальной налоговой оптимизации: нужно купить и держать акции не менее 3 лет. Суммарный объем прибыли, который не облагается налогом, составляет X * 3 млн руб., где X — число полных лет владения.
При инвестировании в ETF появляются и другие особенности. Деньги, вложенные в открытый фонд, можно забрать в любой момент. Если ETF закрытый, то инвестиции (с возможным доходом) возвращаются вкладчикам только по истечении 3-5 лет. При продаже цену пая считают со скидкой, которая зависит от срока владения и условий агента.
Фундаментальные изменения
Наряду с улучшением показателей Tesla и обещаниями ее основателя и генерального директора Илона Маска, что в дальнейшем каждый квартал будет прибыльным, в автомобильной промышленности в целом также произошли фундаментальные изменения.
Согласно отчету Bloomberg, давнее предположение о том, что традиционные игроки отрасли догонят Теслу на рынке электромобилей, неверно. Фактически, Маск, возможно, даже увеличивает отрыв от конкурентов, гарантируя, что компания будет доминировать на одном из по-настоящему растущих рынков в мире еще долгие годы.
«Несомненно, Tesla занимает исключительное положение с точки зрения технологии электромобилей», – заявил исполнительный директор Lucid Motors Inc. Питер Роулинсон на саммите BloombergNEF в Сан-Франциско. «Они ушли вперед дальше, чем сообщалось, и я думаю, что разрыв увеличивается, а не сокращается».
Вклад в ралли акций вносят и аналитики, повышающие прогнозы по Tesla. Аналитик из Argus Билл Селески повысил таргет бумаг Tesla с $556 до $558, указывая на «доминирующее положение компании в отрасли электромобилей».
Покупка акций в Tesla сегодня: за или против?
Согласно данным портала Investing.com, с начала 2019 года акции производителя электромобилей упали на 15%. Компания планирует укрепить позиции путем привлечения инвестиций на $2 млрд, но аналитики считают, что производитель электромобилей является рискованным вложением. У Tesla много долгов и отрицательный баланс по прибыли: $-0,976 млрд по состоянию на 2018 год.
Как сообщает Bloomberg, в апреле 2019 года Илон Маск за 2 минуты потерял больше 1 млрд долларов.
Так менялся курс акций Tesla за последние месяцы
Эксперт финансового конгломерата Morgan Stanley А. Йонас недавно заявил, что на фоне эскалации торгового конфликта между США и Китаем в худшем случае акции упадут до $10 за штуку. Так что сегодня Tesla является спекулятивным активом, а не удачным вложением на длительную перспективу.
Спикер Youtube-канала «Опыт инвестора» анализирует инвестиции в Tesla и анализирует рост стоимости акций компании:
На ценных бумагах Tesla можно было хорошо заработать за прошедшие 9 лет: более 210 тыс. руб. чистыми в долларовом эквиваленте. Но сейчас такое вложение может оказаться очень рискованным, поскольку позиции компании на финанасовом рынке достаточно неустойчивые.
Регуляторная проверка
Помимо того, что Tesla может не оправдать консенсус-прогнозы по прибыли на текущий год, она также столкнулась с регуляторной проверкой, которая может закончиться масштабным отзывом автомобилей.
Национальное управление безопасностью движения на трассах США (NHTSA) на прошлой неделе начало официальную проверку системы Tesla Autopilot после почти дюжины случаев столкновения машин Tesla с автомобилями экстренных служб. В течение последних нескольких лет клиенты Tesla заплатили за этот функционал тысячи долларов.
Проверка NHTSA затрагивает 765 тыс. автомобилей Tesla моделей Y, X, S и 3, выпущенных с 2014 года и по настоящее время. Регулятор объявил, что поводом для начала проверки послужили 11 случаев столкновения, в результате которых 17 человек получили ранения и один человек погиб. NHTSA обладает полномочиями признавать автомобили неисправными и распоряжаться об отзывах.
Согласно Bloomberg, производителя электромобилей уже не первый год упрекают за вводящее в заблуждение наименование этой системы. С конца 2016 года компания называет эту функцию в своих рекламных материалах полностью автономным автопилотом. На деле же Autopilot в автомобилях Tesla представляет собой систему содействия водителю, которая поддерживает скорость стабильной и обеспечивает центровку автомобиля на полосе, при этом водитель должен постоянно контролировать ситуацию.
В настоящее время Tesla предлагает своим клиентам эти функции, которые принято называть FSD, в виде пакета за $10 000, или $199 в месяц.
После начала инспекции NHTSA, провести проверку в отношении Tesla в связи с рекламой функций Autopilot и FSD также попросили два сенатора от Демократической партии, обратившихся в Федеральную комиссию по торговле США (Federal Trade Commission, FTC).
Сенатор Ричард Блюменаль (Коннектикут) и сенатор Эд Марки (Массачусетс) в письме на прошлой неделе попросили председателя FTC Лину Кан проверить, не использует ли Tesla «потенциально вводящие в заблуждение и нечестные практики» в рекламе этих технологий.
«Мы опасаемся, что функции Autopilot и FSD компании Tesla не такие зрелые и надежные, как компания пытается убедить публику», — указали сенаторы, сославшись на заявления Маска, а также на видео YouTube под названием Full Self-Driving от 2019 года, в котором содержится ссылка на сайт Tesla.
Впрочем, повышенное внимание к этим рискам и к тому, как они могут сказаться на акциях Tesla, не должно скрыть тот факт, что многие аналитики по-прежнему настроены оптимистично. Так, аналитики Piper Sandler Александр Поттер и Винни Донг в этом месяце подтвердили рейтинг «выше рынка» для акций Tesla и целевую стоимость на уровне $1200
Аналитики отмечают:
Подведем итоги
Будущую траекторию акций Tesla предсказать сложно, учитывая огромный спекулятивный интерес к этой компании. Однако события последнего времени говорят о том, что производителю электромобилей будет достаточно трудно превзойти ожидания в складывающейся непростой ситуации с производством.
Инвесторам следует проявлять осторожность
Бизнес модель Tesla
В последнем квартале 2020 года Tesla получила общий доход в размере 8,7 миллиарда долларов при валовой прибыли в 2 миллиарда долларов. Этот доход поступает из нескольких основных областей:
- продажи;
- лизинг;
- производство;
- хранение энергии и услуги.
Автомобильная выручка
Продажа автомобилей приносит большую часть доходов Tesla. В третьем квартале продажа принесла 7,3 млрд долларов, а лизинг автомобилей принес 265 млн долларов. В среднем это составляет 85% от общей выручки. Интересно, что сюда также включены продажи нормативных кредитов Tesla, что, безусловно, помогло повысить ее прибыльность во время блокировки, особенно после 7-недельного закрытия завода в начале года из-за ограничений COVID.
Продажа этих кредитов позволяет другим производителям автомобилей избежать штрафов за несоблюдение целей зеленой политики. За последние четыре квартала Tesla получила 1,3 миллиарда долларов от этих продаж. Этот поток доходов вряд ли продлится долго, поскольку автопроизводители находятся в процессе развития более устойчивого бизнеса. Тем не менее, в настоящее время Fiat Chrysler находится в процессе покупки кредитов на сумму 2 миллиарда долларов в течение 2020 и 2021 годов, что дает ему возможность оставаться в соответствии с правилами до 2023 года, используя это время для приведения своего бизнеса в соответствие с правилами.
Доходы от производства и хранения энергии
Энергетический бизнес Tesla имеет два основных направления: продажа аккумуляторов и установка солнечных батарей на крыше. В третьем квартале Tesla увеличила отгрузку аккумуляторов, включая Powerwall и Powerbank, на 81% по сравнению со вторым кварталом, на сумму более 749 мегаватт-часов.
Если посмотреть на солнечные батареи, то эта сторона бизнеса не была так хороша до этого года, когда наблюдался повышенный спрос. Это соответствует тому, что Tesla снизила цены и упростила покупку в Интернете. Как недавно заявил генеральный директор Илон Маск, этот сектор ведет себя во многом как стартап: его валовая прибыль снизилась, а продажи выросли из-за необходимости увеличения доли рынка. Выручка в этом секторе действительно снизилась в первом и втором кварталах, но снова выросла, составив 579 миллионов долларов в третьем квартале, что на 56% больше по сравнению с предыдущим кварталом и на 44% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (г / г).
Сервисы Tesla
В третьем квартале 2020 года Tesla получила выручку от своих услуг на 2 миллиона долларов больше, чем от энергии и хранения, и составила 581 миллион долларов, что на 6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Действительно, доход Tesla от услуг составляет примерно одинаковую сумму каждый квартал; от 550 до 580 миллионов долларов. Этот доход поступает от физических автомобильных услуг, которые владельцы Tesla оказывают на своих автомобилях каждый год. Затраты на обслуживание различных участков на самом деле не слишком высоки: ротация шин может стоить от 35 до 100 долларов, замена щеток стеклоочистителя — от 20 до 50 долларов. Полный сервис может стоить более 475 долларов, включая ранее упомянутые услуги и многое другое. У Tesla одна из самых доступных на данный момент цен на автосервис, что не так уж и плохо для компании, производящей автомобили класса люкс.
- Стоимость$168,70
- Годовой диапазон торгов $92,00-167,48
- Дивидендная доходность 2,01%
- Издержки инвестирования0,43%
iShares U.S. Consumer Goods ETF (NYSE:IYK) позволяет инвестировать в американских производителей потребительских товаров, таких как продукты питания, автомобили и предметы домашнего обихода. Фонд был запущен в июне 2000 года и управляет портфелем активов стоимостью 711 миллионов долларов.
IYK Weekly Chart
На данный момент в IYK включены 96 компонентов индекса Dow Jones U.S. Consumer Goods. В первую десятку компаний вложено примерно 54% всего капитала.
По отраслям средства распределены между продуктами питания, напитками и табаком (36,93%); автомобилями и комплектующими (20,36%); бытовыми товарами и продуктами личного пользования (19,87%); а также потребительскими товарами длительного пользования (15,69%).
Список вложений ETF возглавляют Tesla, на долю которой приходится 15,03% общих активов, один из лидеров сектора потребительских товаров Procter & Gamble (NYSE:PG), а также гигант рынка безалкогольных напитков Coca-Cola (NYSE:KO).
С начала года IYK вырос более чем на 25% с и 7 декабря достиг годового максимума. Скользящие коэффициенты P/E и P/B составляют 25,11 и 5,46 соответственно. В результате недавнего роста фондового рынка фонд несколько перекуплен. Инвесторам, которые хотят получить доступ к акциям Tesla и прочих американских гигантов потребительского сектора, стоит дождаться возможной коррекции к отметке $155.
Сколько заработали инвесторы, вложившие деньги в 2010 году?
Компания не всегда была гигантом с оборотом $21,461 млрд. В 2008 году Tesla Motors и SpaceX (обе компании принадлежат Илону Маску) провели несколько дней на грани банкротства. Эшли Вэнс в книге «Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее» писал, что в то время многие крупные американские автопроизводители приближались к краху, в частности, General Motors и Chrysler объявили о банкротстве.
Банкир-финансис Эдвард Дубинский анализирует последствия инвестиций в компанию Tesla:
По данным информационного портала Habr, Илон Маск отдал компании личные $35 млн, потому что в то время Tesla Motors еще была частным стартапом и не привлекала инвестиции. Офис в Детройте закрылся, 90% сотрудников были уволены, а рабочая сила — сокращена на 24%. Совет директоров одобрил выпуск облигаций на $40 млн, что спасло компанию от краха.
Investopedia сообщает, что 29 июня 2010-го, когда акции компании стали доступны для покупки, цена бумаги составляла $17 за штуку. На 10 000 руб., или $322,5 (по курсу 31 руб. за один доллар), можно было приобрести 18 акций производителя электромобилей. Стоимость одной ценной бумаги компании по состоянию на 27 мая 2019 года составляет $190. Так, 18 акций будут стоить $3 420, или 220,4 тыс. руб. по текущему курсу. Это означает увеличение начальных вложений на 1060,5% в долларах, или на 2204% в рублевом эквиваленте.
Полную историю развития компании можно узнать из видео:
Технологические мощности и проблемы Tesla
Tesla имеет всего два полноценных завода, выпускающих не только готовые машины, но и отдельные узлы. Это основное предприятие – Tesla Factory во Фримонте (Калифорния) – и завод в Шанхае (Китай). При этом во время карантина в США предприятие во Фримонте работало фактически в половину своих возможностей. А ведь именно этот завод по-прежнему поставляет многие узлы в Шанхай. На фоне обострения отношений между США и Китаем мощности Tesla в Поднебесной оказались в уязвимом положении.
Завод, занимающийся кропноузловой сборкой машин, расположен в Тилбурге (Нидерланды). Он целиком завязан на комплектующие из Калифорнии. Наконец, ещё одно предприятие полного цикла планируется открыть в пригороде Берлина в 2021 году. Таким образом, по состоянию на август 2020-го, компания полностью зависит от единственного завода, способного производить все запчасти.
Основной объём аккумуляторов для своих электромобилей Tesla выпускает на заводе Gigafactory в Неваде. Для достижения амбициозных задач (минимум 500 тыс. машин за 2020 г.) имеющихся мощностей может не хватить. И это без учёта возможной «второй волны» эпидемии Covid-2019 и связанного с ней нового карантина. Не исключены и технические проблемы, как уже было в феврале 2020 г. Тогда компании пришлось отозвать 15 тысяч машин Model X SUV, выпущенных до октября 2016 г. Дефект был связан с недостаточно надёжной конструкцией электроусилителя руля. Кстати, в 2018 г. похожая проблема привела к отзыву 123 тыс. машин Model S
Нельзя сказать, что другие компании не сталкиваются с крупными ЧП, но к ним не приковано столь нервное и пристальное внимание инвесторов. Tesla – это давно не столько электромобиль, сколько гаджет и икона хайтека
Стоит ли инвестировать в Tesla ETF
Компания Tesla динамично развивается. Рост котировок оправдан рыночным положением производителя электрокаров, безусловным лидерством, которое сохранится как минимум ближайшие несколько лет, и продажами.
Западные эксперты высказывают оптимистичные прогнозы, тогда как российские аналитики (например, в «Открытие Брокер») считают, что компания переоценена и предсказывают скорое падение стоимости акции.
Нужно, чтобы ETF был правильно сформирован (с сохранением диверсификации) и управлялся квалифицированной инвестиционной компанией.
Немалое значение имеют условия агента: небольшой рост стоимости пая может быть нивелирован завышенной стоимостью услуг управляющей компании и неадекватными скидками при продаже доли.
Прогноз
Эксперты инвестиционной компании Ark Invest считают, что акции Tesla к 2025 г. подорожают до 3 000 долларов США, а при самом оптимистичном сценарии — до 4 000 долларов.
Другие аналитики предлагают прогнозы только на ближайшее время — 2021-2022 гг. Так, в BCS Express считают, что в текущем году перспективы Tesla позитивные, ожидается улучшение финансовых показателей. Однако инвесторам стоит учитывать спекулятивную составляющую акций.
Бизнес модель Tesla
Как заявляет менеджмент, Тесла — не просто производитель авто, а единственная в мире вертикально-интегрированная энергетическая компания, которая следует принципам устойчивого развития.
С одной стороны это действительно так, ведь под руководством дочернего предприятия Solar City, компания занимается генерацией и хранением электроэнергии — продает солнечные батареи, солнечные панели и даже целые солнечные крыши, сделанные из стеклянной черепицы.
Но с другой, Solar City приносит компании всего-лишь 4% выручки, и вообще не совсем понятны перспективы этого бизнеса. Особенно в частном секторе.Пока что, перевод дома на автономное солнечное питание — слишком дорогостоящая затея и окупается пару десятилетий.
Основной бизнес — это, безусловно, автомобильная промышленность.
Тесла продает электромобили, сдает их в аренду, а также оказывает различные послепродажные услуги в виде ремонта и страхования.
Интересно, что в США компания осуществляет продажи авто не через дилерские центры, как многие привыкли, а через собственный сайт. Люди заказывают автомобили прямо как айфоны или пиццу, и в установленный срок курьер осуществляет доставку по указанному адресу.
Сервисные услуги тоже имеют свою специфику. Некоторые неисправности решаются установкой нового ПО, а в случае серьезных поломок можно вызвать так называемого Tesla Ranger для осуществления ремонта на дому.
Обратите внимание, насколько такая бизнес-модель отличается от методов ведения бизнеса других автопроизводителей. Основная ценность Tesla в этом и заключается
Компания меняет в лучшую сторону клиентский опыт и вообще все, что можно изменить.
Сейчас модельный ряд представлен четырьмя автомобилями:
Рис. 1 Модельный ряд Тесла. Model S, Х — премиум сегмент. Model 3, Y — массмаркет
И главными фигурами здесь являются Model 3 (да, да — это не буква E) и Model Y (в перспективе)
Выгодно ли инвестировать в Tesla?
Производитель электромобилей и разработчик инновационных инженерных решений впервые разместил акции на американской площадке NASDAQ в 2010 году. Аналитики признали это первым успешным размещением ценных бумаг автомобилестроительной компании на фондовом рынке за последние полвека.
Спрос на ценные бумаги оказался значительным, на следующей день акции выросли на 23%. Самыми известными инвесторами стали основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, вложивший 70 млн долларов разработчик системы PayPal, и компания Toyota, которая инвестировала $50 млн.
Основатель Tesla в 2018 году был назван самым гениальным новатором современности
Приобрести акции компании можно через любого брокера, который имеет доступ к NASDAQ. В России это:
- Libertex (находится под контролем MiFID и CySEC, минимальный депозит — $200).
- FinmaxFX (регулируется ЦФРОФР и FSA, минимальный депозит — $100)
- eToro (регулируется только CySEC, минимальный депозит — $500).
Александр Иванов, спикер Youtube-канала «Финсоветник», рассказывает о покупке акций компании:
Факторы, влияющие на стоимость акций «Тесла»
Текущие (тактические) факторы, оказывающие влияние на стоимость бумаг компании «Тесла Инк.», были подробно рассмотрены выше. Однако более интересными являются те основания, исходя из которых можно делать прогнозы, относительно восстановления капитализации компании не позже чем через год. Причин несколько:
Мир заинтересован в электромобилях.
Это фундаментальный вектор. Все страны вместе и каждая в отдельности желают уйти от углеводородной зависимости. Это дает не только неоспоримые экологические и политические преимущества, но также и весомую экономическую выгоду, так как улучшается торговый и платежный баланс страны (сокращается стратегически важный импорт топлива). Так что продажи электромобилей в мире будет только расти, а автомобилей – сокращаться.
Среди производителей электромобилей компания «Тесла Инк.» занимает лидирующие позиции.
Не смотря на то, что «Тесла» — это стартап, организованный с нуля, динамика развития фирмы на настоящий момент превышает то, что демонстрируют нам существующие производители автомобилей (с историей). В разных частях мира «Тесла» открывает гигафабрики по производству как аккумуляторных элементов, так и автомобилей; на рынок выпускаются новые модели; регулярно происходит снижение цен.
Даже эта пара факторов формируют весомую аргументацию для миллионов инвесторов, которые приобретают акции компании в расчете на рост ее фундаментальной капитализации. И эти расчеты из года в год вполне оправдываются.
Основные данные и технический анализ
Акции Tesla обращаются на бирже NASDAQ с тикером TSLA. Текущий курс ценных бумаг американской компании составляет 635 долларов США. Котировки росли в течение всего 2020 г. (максимум был зафиксирован 26 января 2021 г. — 883 доллара за акцию на момент закрытия торгов).
Это подтверждается и результатами технического анализа (по данным портала Investing.com):
Индикатор | Показатель | Резюме |
RSI | 56,856 | Покупать |
STOCH | 69,493 | Покупать |
STOCHRSI | 100 | Перекупленность |
MACD | -4,130 | Продавать |
ADX | 21,721 | Покупать |
Williams %R | -3,644 | Перекупленность |
CCI | 183,9041 | Покупать |
ATR | 12,6921 | Незначительная волатильность |
High/Low | 17,5243 | Покупать |
Ultimate Oscillator | 56,145 | Покупать |
ROC | 2,788 | Покупать |
Bull / Bear Power | 25,3360 | Покупать |
Как и где купить акции «Тесла»
Разумеется, частному лицу нужно работать исключительно через брокера – профессионального участника рынка ценных бумаг. То есть, посредством предоставляемой им инфраструктуры: программного обеспечения, расчетных счетов и счетов-депо.
Брокерская компания 24option предоставляет своим клиентам доступ ко всем секторам глобального финансового рынка (как с точки зрения инструментария, так и географического расположения этих площадок). В том числе, с помощью 24option осуществляется доступ к американским биржам, где можно купить и рассматриваемые акции «Тесла».
Обращаю внимание, если у вас нет опыта, то торговать у этого брокера можно при помощи автотрейдинга. Необходимо зарегистрироваться на сайте торгового робота
Отличный вариант для новичков.
Подведем итоги
- Последние три квартала оказались для компании невероятно успешными и показали инвесторам, что бизнес-модель может приносить прибыль.
- Перспективы рынка электромобилей огромны, а сила Теслы в ее гибкости и умении подстраиваться под ситуацию. Инвесторы понимают это, и оценивает акцию гораздо выше ее ближайших конкурентов.
- Чем больше хайпа, тем больше волатильность. Глава компании приковывает к себе много внимания и сам периодически обрушивает котировки своих акций заявлениями в твиттере. Для спокойных и консервативных инвесторов Тесла — не лучший способ вложить деньги.
В общем, Тесла — компания непростая, и оценивать ее с фундаментальной точки зрения сложно. Ее можно либо любить и свято верить в успех, либо хоронить и пророчить банкротство.
Выбор за вами.