Международный валютный фонд (мвф)

Аргументы за и против политики МВФ

Процент по кредиту хоть и невелик (от 0,5%) но заем далеко не всегда прямо и явно способствует развитию экономики, из-за жесткости выдвигаемых условий. В связи с проводимой политикой выдачи кредитов и абсолютным правом голоса США (благодаря своей квоте, американцы могут бойкотировать любое решение) деятельность МВФ часто приводила к неоднозначным последствиям. Многие критики фонда связывают расширение мировых экономических связей, свободного передвижения капитала с усилением влияния транснациональных корпораций. Другие считают, что кредиты МВФ ведут к ухудшению социального положения населения, вплоть до его обнищания.

Их оппоненты заявляют, что стране, находящейся в трудном, а порой и в безвыходном положении, просто негде взять деньги, кроме как в МВФ. Имея «мусорный» рейтинг, падающий курс валюты, такое государство не может рассчитывать на коммерческие кредиты банков или других стран. Суверенные облигации не пользуются спросом у инвесторов, а купон по ним достигает неприемлемых величин: до 25%. В конце концов, не МВФ довел страну до такого состояния. Что касается жестких условий кредита, то защитники позиции МВФ говорят об их необходимости. Если страна не сократит свои неэффективные расходы, то она не сможет расплатиться по обязательствам. Тогда рейтинг страны будет понижен до уровня D (дефолт), и выбраться из этого состояния станет уже совсем сложно.

МВФ и Мексика

В результате обвала цен на нефть в 80-х годах ХХ века экономика Мексики сильно пошатнулась. Бывший лидер среди стран Латинской Америки по экономическим показателям, Мексика была вынуждена кредитоваться у МВФ. Страна получила крупную сумму на грандиозные проекты, осуществиться которым так и не было суждено. В результате на обслуживание долга у Мексики не нашлось денег, и государство объявили банкротом.

Экономику страны взял под контроль МВФ, и в результате были отменены все меры защиты внутреннего рынка и местных производителей. Из страны начал уходить капитал, разбушевалась инфляция, бедность росла галопирующими темпами. Для выделения новых кредитов со стороны МВФ выдвигались трудновыполнимые условия. Кроме того, в самой Мексике действовали коррумпированные лоббисты, продвигавшие интересы определенных лиц и корпораций.

МВФ и Аргентина

Похожим образом складывалась ситуация с экономикой Аргентины. В результате экономического кризиса внешний долг одного из крупнейших государств Латинской Америки превысил $140 млрд. Это уже приводило к заморозке банковских вкладов населения и решению гасить задолженность за счет средств пенсионного фонда.

Сложные обстоятельства вынудили бывшего министра экономики Доминго Кавалло обратиться к МВФ за помощью. Он получил кроме кредита еще и рецепт выхода страны из затяжного кризиса. Суть рецепта заключалась в притоке зарубежного капитала на сумму $40 млрд, которые являлись средствами американских корпораций. В результате 28% аргентинской экономики было поглощено этими компаниями, работающими на льготных условиях.

Противники реформ говорят, что в итоге реализации политики МВФ Аргентина больше потеряла, чем приобрела. $40 млрд, инвестированных в страну, способствовали беспрепятственному выводу из нее $280 млрд. Сторонники жестких монетарных мер возражают: цифры притока/оттока зарубежного капитала нельзя считать столь примитивным образом. Их аргумент также состоит в том, что без кредита МВФ Аргентину ждал бы полный дефолт. К тому же, иностранные инвесторы способствовали приходу в государство не только денег, но и современных технологий.

МВФ и Украина

История взаимоотношений Украины и МВФ началась практически сразу после выхода из состава СССР. Первые годы власти страны успешно справлялись с обслуживанием долга и выполнением условий кредитов по изменению экономической ситуации. Но сложные времена настали после мирового кризиса 2008 года, когда страна завязла в долговых обязательствах, из которых не выбралась до сих пор.

За это время Украина не раз оказывалась на грани дефолта. Выполнять требования становилось все труднее, а латать дыры в бюджете без новых денежных траншей стало невозможно. Сократились расходы на социальную сферу, обострились отношения с Россией на фоне скандалов из-за стоимости газового транзита. Но самая главная претензия МВФ к Украине в том, что власти молодой республики откладывают «на потом» экономические реформы, приватизацию госсектора.

Для чего создан Международный валютный фонд

Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций

Сейчас мой публичный инвестпортфель — более 5 000 000 рублей.

Я регулярно получаю много вопросов и специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать в различные активы. Рекомендую пройти, как минимум, бесплатную неделю обучения.

Если вам интересна практика и какие инвестрешения в моменте принимаю лично я, то вступайте в Клуб Ленивого инвестора.

Подробнее

Любая экономика может испытывать проблемы и попадать в длительные периоды экономического спада. Примером таких обстоятельств являются внутренний или глобальный финансовый кризис, вооруженные конфликты и восстания. Вторая Мировая война стала препятствием в развитии экономических связей и роста национальных экономик государств в середине ХХ века. Для восстановления международного экономического равновесия был создан Международный валютный фонд.

Суть МВФ заключается в поддержании финансовой стабильности путем кредитования стран – членов фонда для погашения их долговых обязательств. Образование организации является следствием проведения конференции на американском курорте Бреттон-Вудс. Она прошла под эгидой Организации Объединенных Наций и была посвящена международным валютно-финансовым отношениям после II Мировой войны. Заложенная тогда система глобального валютного регулирования получила название Бреттон-Вудской. 27.12.1945 года считается официальной датой создания фонда. Начало реальной деятельности пришлось на 1 марта 1947 года. Первым клиентом МВФ стала послевоенная Франция, нуждавшаяся в кредитах на восстановление разрушенной экономики.

В хартии МВФ прописаны следующие ключевые цели деятельности организации:

  • содействие международному сотрудничеству в области монетарной политики;
  • долгосрочное кредитование «проблемных» стран с краткосрочными долговыми обязательствами;
  • консультирование должников по вариантам преодоления кризиса;
  • сбор и публикация финансовой статистики по государствам и регионам мира;
  • поддержание стабильности курсов национальных валют стран – участниц фонда.

История деятельности фонда напрямую коррелирует с экономической и политической ситуацией в мире. Например, первые десятилетия существования фонда активно кредитовались страны, восстанавливающиеся после войны. Затем два десятилетия был период затишья, а в 60–70-е годы последовал рост количества взятых кредитов. Кредитный бум сменился спадом спроса на услуги МВФ вплоть до 2008 года, после чего последовало резкое увеличение количества займов, предназначенных для преодоления результатов глобального финансового кризиса. Судя по истории активности фонда, прослеживается явная связь между регионом и политическими событиями, происходящими в нём. Например, после распада СССР резко возросло количество кредитов, взятых странами – участницами СНГ.

Требования и условия к стране, которая получает кредит МВФ

Процентная ставка

При выдаче кредита совет управляющих МВФ устанавливает индивидуальную процентную ставку в каждом случае. Другими словами, МВФ — это не банк, в который пришел и получил заемные средства под определенный процент. Размер процентной ставки зависит от множества составляющих:

  • Срок кредита;
  • Количество траншей;
  • Является ли страна участницей МВФ;
  • Финансовое состояние кредитуемого государства и др.

Похожая статья: Финансовый омбудсмен (уполномоченный) — функции и обязанности

Очень бедные страны могут рассчитывать даже на нулевую ставку или очень низкий процент.

Какие же цели преследует МВФ, помогая бедным странам?

Основным условием предоставление займов является проведение в стране мер по стабилизации экономики и проведение экономических и политических реформ. Они направлены на либерализацию экономики. А именно на освобождение экономики от чрезмерного государственного регулирования и переходу к рыночным отношениям.

Нерадивые заемщики могут просто-напросто «проесть» кредит. Поэтому МВФ имеет инструменты, которые должны помочь вернуть займ. Главная задача фонда — это помочь государству «встать на ноги», улучшить свое финансовое положение.

С точки зрения МВФ государство может поправить свои финансы за счет:

  1. Жесткой денежно-бюджетной политики;
  2. Либерализации внутренней экономики;
  3. Обширной приватизации госпредприятий.

Поэтому при выдаче кредита фонд выдвигает ряд основных требований, которые являются обязательными к выполнению:

  • Приватизация государственного имущества;
  • Реформы в бюджетных сферах: пенсионной;
  • Сокращение бюджетных расходов на медицину, образование;
  • Сокращение заработной платы бюджетников;
  • Оптимизация налогообложения и увеличение размера налогов и их собираемости.

При невыполнении условий, страна может лишиться очередных траншей от МВФ. Поэтому Международный валютный фонд оказывает максимальное влияние на экономику и финансы страны-заемщицы.

Кто не получит помощь от МВФ

Несмотря на то что средства МВФ призваны в том числе помочь в глобальной борьбе против пандемии, не все страны — участницы фонда получили SDR в рамках глобального раунда. Согласно правилам фонда, он взаимодействует только со странами-членами (всего их 190), чьи правительства признаны международным сообществом. В числе изгоев оказались Венесуэла, Мьянма и Афганистан.

Венесуэле МВФ отказывает в помощи, потому что Запад официально признает президентом Хуана Гуайдо, а не фактически правящего страной Николаса Мадуро. 

Транзакции с Мьянмой МВФ приостановил после того, как контроль в стране в начале 2021 года захватила военная хунта.

Афганистану фонд собирался перечислить SDR в эквиваленте около $450 млн, однако после прихода к власти талибов МВФ приостановил доступ Афганистана к SDR, сославшись на «отсутствие ясности среди международного сообщества» по поводу признания афганского правительства.

Всего Венесуэла, Мьянма и Афганистан могли бы получить новых SDR в объеме более $6 млрд. Пока эти резервные средства заморожены.

Беларусь в число стран с нелегитимными режимами по версии МВФ не попала и получила от фонда помощь в размере $923 млн, прибавив 12% к своим международным резервам. На 1 августа золотовалютные резервы Беларуси составляли $7,4 млрд. 

Позицию МВФ не поменяла и недавняя встреча президента США Джо Байдена и премьера Великобритании Бориса Джонсона с лидером белорусской оппозиции Светланой Тихановской. 

Сама Тихановская отправила главе МВФ Георгиевой и министру финансов США Джанет Йеллен письмо с просьбой не выдавать правящему в Беларуси режиму миллиард долларов. Экс-кандидат в президенты считает, что правительство Лукашенко будет использовать средства МВФ для «продолжения репрессий против гражданского общества», пишет РБК.

Заметим, что на момент подготовки материала о выделении средств МВФ пишет  только РБК, в англоязычных источниках её пока нет.

Отметим также, что помощь от МВФ не означает поступление чистых денег, «чеки» МВФ еще нужно конвертировать в реальную валюту в зарубежном банке, что правящему в Беларуси режиму будет сделать затруднительно с учетом санкций.

Кстати, ранее советник Светланы Тихановской Франак Вячорка пояснял, что будет делать оппозиция, если МВФ все-таки выделит деньги Беларуси.

«Даже если эти деньги будут выделены, мы все еще можем сделать так, чтобы их нельзя было обменять на твердую валюту. Есть и другой вариант — выставить условия для реализации этих средств. Например, чтобы деньги можно было потратить только на вакцины и аппараты искусственной вентиляции легких, но ни в коем случае не допустить, чтобы они поступили в бюджет режима», цитирует Вячорку

Финансовая помощь или кредитная игла?

Многие эксперты доказывают, что рекомендации фонда-кредитора странам-заемщикам МВФ де-факто кардинально противоречат декларируемым Хартией принципам и целям. Вместо развития производительного потенциала страны-заемщики подсаживаются на кредитную иглу, а реальные доходы населения не увеличиваются — падают.

Критики фонда объясняют, что условиями получения кредитов МВФ часто являются:

  • лишение государства-заемщика права на свободную эмиссию национальной валюты;

  • тотальная приватизация, в том числе в областях естественных монополий (сфера ЖКХ, ж/д транспорт);

  • отказ от протекционистских мер по защите собственных производителей, поддержки среднего и малого бизнеса;

  • свобода передвижения капиталов, допускающая их отток за границу;

  • урезание расходов на социальные программы, ликвидация льгот незащищенным слоям населения, снижение зарплат в госсекторе и пенсий.

Однако перечисленные меры зачастую только усугубляют кризисные явления в экономике, обеднение / обнищание населения ведет к снижению потребления, влекущему спад производства, банкротство предприятий и ухудшение наполняемости госбюджета. Вследствие чего правительству приходится брать новые кредиты, чтобы гасить предыдущие.

Страны, больше всех пострадавшие от МВФ-зависимости:

  • Руанда, где отказ от господдержки фермерских хозяйств и девальвация нацвалюты привели к падению доходов населения, толкнувшую его в пучину гражданской войны хуту и тутси с 1,5 млн жертв;

  • Югославия, развалившаяся из-за проблем по экономическому выравниванию регионов;

  • Аргентина, дважды объявившая дефолт;

  • Мексика — родина одомашненной кукурузы, превратившаяся из экспортера этой с/х культуры в импортера.

По прогнозам этот список может пополниться Украиной, которую фонд-кредитор вынуждает повышать цены на газ. Его подорожание не только бьет по карманам граждан, но и окончательно сводит на нет конкурентоспособность украинских товаропроизводителей, уже подорванную невыгодным соглашением об Ассоциации с ЕС. Украина, вместе с Румынией и Венгрией, является крупнейшим актуальным должником Международного валютного фонда.

Но поскольку у истории нет сослагательного наклонения, невозможно оценить, к каким последствиям в разных странах привела бы ситуация отсутствия финансирования со стороны МВФ. Так что позиция защитников фонда примерно такая — может где-то вышло не очень, но без кредита было бы еще хуже. Да и критики фонда атакуют скорее не саму идею предоставления кредита, а сопутствующие ему условия — которые по факту неоднозначно воздействуют на экономику и не мешают коррупции, но зато во многом выглядят как усиление политического влияния основного кредитора.

Золотые запасы МВФ

На конец 2019 года в МВФ хранилось 2814,1 тонны золота (примерно 90,5 млн унций) на сумму $165 млрд.

Золото поступило в МВФ по нескольким каналам:

  • при основании в 1944 году, каждая страна должна была оплатить 25% своей квоты золотом;
  • процент за пользование кридитом МВФ производился золотом;
  • в рамках Бреттон-Вудского соглашения все переводы из одной валюты в другую среди членов МВФ проходило через золото;
  • страны-заемщики могли погашать кредиты золотом.

При введении Ямайской системы, в 1978 году было отменено положение об обязательном использовании золота в сделках с МВФ.

За последние 60 лет МВФ несколько раз продавало свои золотые запасы с целью пополнения валютных запасов:

  • в период с 1957 по 1970 год
  • в 1999 году — продано 14 млн унций
  • в 2009-2010 годах — было продано 12,97 млн унций, половину из которых ушло Резервному Банку Индии, Центральному банку Шри-Ланки и Банку Маврикия.

«Это практически бесконечно»

Учитывая, что условия кредитования могут и дальше «корректироваться» по ходу реализации программы, возникает вполне закономерный вопрос: доколе?!

По мнению экономиста Владислава Банкова, слышать о тех или иных требованиях МВФ мы будем до тех пор, пока будет продолжаться сотрудничество с фондом. То есть, говорит эксперт, в наших условиях — практически бесконечно. Это связано с тем, что данное взаимодействие позволяет любой власти оправдывать самые непопулярные, бессмысленные, а порой и просто вредительские по отношению к гражданам и экономике решения, не забывая дополнять их личным профитом, как это было в случае с командой прошлого президента.

— Глядя, как чиновники радуются началу новой кредитной программы, я вспомнил корейский фильм «Дефолт», посвященный азиатскому кризису 1997-го и программе сотрудничества Южной Кореи с МВФ, — говорит Алексей Кущ. — Для корейцев день подписания меморандума стал днем национального позора, тогда как для наших чиновников он грозит превратиться в очередной официальный праздник. Поэтому, наверное, не сам кредит МВФ является «злом» или «добром», ведь в случае с Южной Кореей все получилось: страна вошла в мировой топ-10 и создала инновационную экономику творческого типа. Все дело в отношении к кредиту МВФ. Если страна воспринимает его как позор, у нее есть сильная мотивация вырваться из этой кабалы и доказать свою состоятельность. Если же относиться к очередному траншу как к победе, то и желания совсем другие: чтобы такие «победы» не заканчивались.

По словам эксперта, за время сотрудничества с фондом Украина заплатила ему только в виде процентов 3,4 млрд долларов – это больше, чем показатель прямых иностранных инвестиций за прошлый год. С каждым годом соотношение привлеченных выплат по кредитам фонда к объему инвестиций ухудшается, а инвестиционная привлекательность замещается кредитной зависимостью.

— Все это может закончиться только со сменой политических элит и изменениями во внутренней политике, — говорит Алексей Кущ. – В пример можно привести войну, которая изначально была исключительно внешним фактором и предметом нашей внешней политики. Но по мере того, как этот вопрос начал использоваться в целях внутренней политики, возможности мирного урегулирования резко снизились, и сегодня он приобрел максимальную политическую токсичность. То есть для любой последующей власти решить эту проблему все сложнее и сложнее. То же самое сегодня происходит с МВФ: обычный финансовый инструмент превратился в инструмент внутренней политики. Политики постоянно ссылаются на этот кредит, делают его элементом предвыборных программ и отчетов перед избирателями. В результате вместо того, чтобы быть финансовым и экономическим инструментом, который заканчивается, когда в нем отпадает необходимость, кредит МВФ стал политическим инструментом, который не заканчивается никогда. ​

МВФ и Всемирный банк – в чем различие?

Несмотря на то, что МВФ и Всемирный банк были учреждены примерно в одно и то же время, и имеют общие цели, в их деятельности есть существенные различия, о которых необходимо сказать:

  • Всемирный банк, в отличие от МВФ, занимается вопросами улучшения уровня жизни, финансируя отельные сектора на долгосрочной основе;
  • Финансирование каких-либо мероприятий происходит не только за счет стран-участников, но и с помощью выпуска ценных бумаг;
  • Кроме того, Всемирный банк охватывает более широкий перечень дисциплин и спектров действия, чем Международный Валютный Фонд.

Несмотря на существенные различия, МВФ и Всемирный банк активно сотрудничают в различных областях, например, в помощи странам, находящимся за чертой бедности, проводя при этом совместные совещания и совместно осуществляя анализ их кризисного положения.

Преимущества МВФ

МВФ предлагает свою помощь в виде наблюдения, которое он проводит на ежегодной основе для отдельных стран, регионов и мировой экономики в целом. Однако страна может обратиться за финансовой помощью, если она окажется в экономическом кризисе, вызванном внезапным потрясением в ее экономике или плохим макроэкономическим планированием. Финансовый кризис приведет к серьезной девальвации валюты страны или крупного истощению валютных резервов страны. В обмен на помощь МВФ от страны обычно требуется приступить к осуществлению контролируемой МВФ программы экономических реформ, также известной как программы структурной перестройки (ПСП).

Есть еще три широко используемых механизма, с помощью которых МВФ может ссужать свои деньги.Резервное соглашение (SBA) предлагает финансирование краткосрочного платежного баланса, обычно от 12 до 24 месяцев, но не более 36 месяцев.

Программа расширенного финансирования (EFF) – это среднесрочная схема, по которой страны могут занимать определенную сумму денег, как правило, на срок от четырех до 10 лет.EFF направлен на решение структурных проблем в макроэкономике, которые вызывают хроническоенеравенство платежного баланса .Структурные проблемы решаются посредством реформы финансового и налогового секторов и приватизации государственных предприятий.

Третий основной механизм, предлагаемый МВФ, известен как Фонд сокращения бедности и роста (PRGF).Как следует из названия, он направлен на сокращение бедности в беднейших странах-членах ЕС и одновременно закладывает основы для экономического развития.Ссуды выдаются с особо низкими процентными ставками .

МВФ предлагает техническую помощь странам с переходной экономикой в ​​переходе от централизованно планируемой экономики к рыночной.МВФ также предлагает чрезвычайные фонды для рухнувших экономик, как это было сделано для Южной Кореи во время финансового кризиса 1997 года в Азии, что позволило ему избежать суверенного дефолта. Чрезвычайные фонды также могут быть предоставлены в кредит странам, которые столкнулись с экономическим кризисом в результате стихийного бедствия.

Все возможности МВФ направлены на обеспечение устойчивого развития в стране и пытаются разработать политику, которая будет принята местным населением. Однако МВФ не является агентством по оказанию помощи, поэтому все ссуды предоставляются при условии, что страна внедрит СПД и сделает приоритетной выплату того, что она заимствовала. Страны, которые участвуют в программах МВФ, обычно являются развивающимися странами, странами с переходной экономикой и странами с формирующимся рынком (странами, которые столкнулись с финансовым кризисом).

Цели МВФ

Первоначальной целью МВФ была контроль за работой новой валютной системы, позднее названной Бреттон-Вудской валютной системой. Каждый член Фонда объявил стоимость своей валюты по отношению к доллару США, а МВФ осуществлял надзор за стабильностью курсов обмена валют (допускалось изменения не больше 1% от заявленной стоимости).

За общими красивыми словами «содействовать мировой торговле, инвестициям и экономическому росту, поддерживая конвертируемые валюты по стабильным обменным курсам» спряталась главная причина — выдавать кредиты Центральным банкам, «подсадив» на кредитную иглу как можно больше стран, с дальнейшим подчинением их через МВФ Федрезерву.

Другими словами, если у тебя дефицит платежного баланса, раньше (во времена «золотого стандарта», и позже во времена Генуэзской валютной системы) правительства могли ввести валютный контроль, девальвировать, ревальвировать свою валюту, то сейчас тебе просто необходимо взять кредит.

После краха Бреттон-Вудской системы и c приходом Ямайской валютной системы цели МВФ изменились. Теперь МВФ имеет право вмешиваться во внутреннюю политику заемщика, корректируя экономическую и государственную политику страны.

В 1970хх года крупные коммерческие банки имели столько денег от экспортеров нефти, что начали кредитовать целые государства, например, в 1966 году СССР взял кредит на 450 млн рублей для постройки завода ВАЗ; в 1970хх годах — $11 млрд — для развития газовой отрасли.

Однако это не помогло ни во время кризисов в Мексике в 1982 и 1994 годах, ни в Бразилии в 1987 году, ни в Восточной Азии в 1997–98 годах, ни и в России в 1998 году.

С другой стороны, прикрываясь словами о предотвращении финансовых кризисов, МВФ управляет экономической политикой стран-членов Фонда.

МВФ и Россия

Россия присоединилась к МВФ в июне 1992 года, сразу же прибегнув к получению кредита. По воспоминаниям очевидцев, во время одного из первых визитов в Кремль Клинтон был поражен роскошью залов и сказал коллеге: «И эти люди просят у нас денег?». За 6 лет (с августа 1992 по начало августа 1998 года) Россия в общей сложности заняла у фонда более 32 млрд. долларов — однако займы не помогли нам добиться ни проектного снижения инфляции, ни предотвратить августовский дефолт 1998.

Кредит Россия возвращала с 2000 по 2005 годы, воспользовавшись ростом цен на нефть, и с 2005 года стала кредитором фонда. Таблица ниже показывает распределение кредитов в 90-е годы и требования кредитора к России:

Преимущества Международного валютного фонда

МВФ помогает странам-членам в нескольких различных направлениях.

Предоставляет ссуды странам-членам

Его самая важная функция – это способность предоставлять ссуды странам-членам, нуждающимся в финансовой помощи.МВФ может оговорить эти ссуды с условиями, включая предписанную экономическую политику, которую должны соблюдать правительства-заемщики.

Техническая поддержка и помощь

Он служит советом и советником стран, пытающихся проводить новую экономическую политику. Он также публикует статьи по новым экономическим темам.

Краткий обзор

Скептики утверждают, что страна, переживающая финансовый кризис, может попросить МВФ о финансовой помощи, но неясно, находится ли страна в кризисе, потому что она приняла неверные политические решения, зная, что помощь МВФ послужит опорой.

Недостатки Международного валютного фонда

Несмотря на свой высокий статус и похвальные цели, МВФ пытается совершить почти невозможный экономический подвиг: точно рассчитать время и размеры экономического вмешательства в международном масштабе. Он подвергается критике за следующее:

Слишком много или слишком мало вмешательства

МВФ критиковали за то, что он мало что делает и слишком переоценивают.Его критиковали за то, что он слишком медлителен или слишком стремится помочь провальной национальной политике.Поскольку Соединенные Штаты, Япония и Великобритания занимают видное место в политике МВФ, его обвиняют в том, что он является инструментом только для стран со свободным рынком.10 В то же время сторонники свободного рынка критикуют МВФ за его слишком интервенционистский подход.

Создает моральную опасность

Некоторые страны-члены, такие как Италия и Греция, были обвинены в использовании неустойчивых бюджетов, потому что они верили, что мировое сообщество во главе с МВФ придет им на помощь.11 Это ничем не отличается от морального риска, создаваемого государственной финансовой помощью крупных банков.

Двойственная роль

Хотя МВФ был создан для выравнивания платёжных дисбалансов и поддержания порядка в международных экономических отношениях, на практике фонд нередко втягивает страны в непосильные для них проекты, отмечают эксперты.

«Такая тактика часто приводит к росту задолженности страны перед фондом. И должник обязан в первую очередь выплачивать долги МВФ и только потом другим кредиторам. Опасность заключается в том, что, если страна нарушает правила фонда, другие структуры также отказывают ей в кредитах», — пояснил Александр Бельчук.

  • Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева
  • AFP

При этом реальных альтернатив МВФ пока нет, другие финансовые организации не могут конкурировать с фондом.

«МВФ играет двойственную роль. С одной стороны, фонд всё же выполняет функции по поддержанию порядка в международных экономических отношениях и оказывает помощь странам. Но с другой — он в первую очередь отстаивает интересы США и других западных стран. Кроме того, временами своими действиями он вскрывает бедные страны для западной торговой экспансии», — считает эксперт.

Похожей точки зрения придерживается и Инна Андронова.

«Фонд получил репутацию учреждения, которое разрушает экономики стран-заёмщиков, потому что он даёт кредиты только на определённых условиях. Однако бедные государства продолжают сотрудничать с МВФ, поскольку его кредиты дополняются кредитами развитых стран и Всемирного банка, ведь именно от оценок МВФ зависит, будут ли работать с тем или иным государством остальные кредиторы. Что касается других вариантов, то недавно был основан Новый банк развития БРИКС. Однако по объёму финансовых ресурсов он пока и близко не подошёл к МВФ. Поэтому альтернативы у МВФ пока нет», — подытожила эксперт.

Цели и задачи МВФ

При создании МВФ были определены следующие цели его деятельности:

  • развитие сотрудничества стран в сфере международных финансов;
  • стимулирование международной торговли;
  • контроль над стабильностью валютных отношений;
  • участие в создании универсальной системы расчетов;
  • оказание взаимопомощи между государствами-участниками МВФ тем из них, кто находится в трудном финансовом положении (при гарантированном исполнении условий предоставления финансовой помощи).

Важнейшей задачей фонда является регулирование баланса валютно-финансового взаимодействия стран друг с другом, а также предотвращение предпосылок возникновения кризисных ситуаций, контроль над уровнем инфляции, ситуацией на валютном рынке.

Изучение финансовых кризисов прошлых лет показывает, что страны, находясь в таком положении, становятся зависимыми друг от друга, а проблемы различных отраслей одной страны могут отражаться на состоянии данного сектора другой страны, или отрицательно повлиять на ситуацию в целом.

МФВ в этом случае осуществляет надзор и контроль, а также оказывает своевременную финансовую помощь, позволяющую странам проводить необходимую экономическую и валютную политику.

Где МВФ берет деньги?

Для формирования уставного капитала МВФ каждое государство-участник делает взносы. То есть своего рода финансовый кооператив. Общая сумма взноса рассчитывается исходя из квоты.

Первоначальная сумма квоты приблизительно составляет такой же размер, как и у других похожих стран-участников. Существует сложная (составная) формула расчета квоты в зависимости от характеристик и масштаба экономики. Основным показателем для расчета является ВВП страны. Далее используются различные коэффициенты, которые уменьшают или увеличиваю квоту в зависимости от открытости, экономической изменчивости и др. страны.

Страна оплачивает свой взнос следующим образом:

  • 25% в СДР* (1 СДР примерно равен 1,5 доллара);
  • 75% в своей национальной валюте.

*СДР — Специальные права заимствования.

В зависимости от размера квоты страна-участница получает голоса в органе управления МВФ.

На сегодняшний день самые большие взносы (квоты) имеют:

  • США;
  • Япония;
  • Германия;
  • Франция.
  • Соединенное Королевство Великобритании;
  • Китай;
  • Россия;
  • Саудовская Аравия.

Из всех взносов участников формируется фонд денежных средств, который используется для кредитования стран со сложной финансовой ситуацией.

МВФ, цель создания фонда

Концепция валютного фонда, миссией которого станет поддержка финансовой стабильности во всем мире, под названием «Хартия МВФ» была разработана в июле 1944 года в процессе проведения Бреттон-Вудской конференции под эгидой Объединённых Наций, решавшей вопросы международного финансово-валютного взаимодействия после наметившегося окончания Второй мировой войны.

Согласно 1-й статье Хартии МВФ перед Международным валютным фондом стоят следующие цели:

  1. содействие сотрудничеству всех стран в валютно-финансовой сфере, совместному решению финансовых проблем;

  2. содействие достижению и поддержанию высокого уровня реальных доходов и занятости населения стран мира, укреплению и развитию промышленно-производительного потенциала всех без исключения государств-членов путем расширения и роста международной торговли;

  3. поддержание стабильности валют государств-членов, предотвращение девальвации нацвалют;

  4. помощь в формировании и функционировании многосторонней системы расчетов по финансовым операциям между странами-членами, в упразднении валютных ограничений, которые стоят на пути роста мировой торговли;

  5. путем финансовой помощи государствам-членам предоставлять им возможность устранения диспропорций в их платежных балансах без внедрения мер, способных нанести ущерб их национальному благосостоянию;

  6. сокращать длительность нарушений равновесия платежных балансов стран-членов

Примечательно, что так называемая финансовая помощь фонда оказывается исключительно в виде кредитов, однако на реализацию конкретных проектов они не предоставляются. Проценты по ним небольшие (0.5% годовых), однако зачастую кредитование не способствует развитию реального сектора экономики и производству конкурентоспособной продукции. Ниже показано предоставление средств фонда различным странам с 1972 года за 40 лет, т.е. с момента окончания действия золотого стандарта:

Первые послевоенные годы главным заемщиком фонда была Европа для восстановления пострадавшей во время войны экономики. С начала 1980-х годов акцент смещается в сторону Латинской Америки и Азии, а с 1990-х заметную роль в займах также играла Россия и страны СНГ. Украина до сих пор находится в постоянном контакте с фондом. Наконец, с 2000-х годов кредиты вновь поступают в Европу — в основном Восточную.

Примечательно, что время перед кризисом 2008 года было наиболее благоприятным в мире и наименее удачным для фонда — кредитов требовалось очень мало, соответственно влияние МВФ на мировую экономику и политику сильно уменьшилось. Однако уже в 2011 году кредитование быстро восстановило свои объемы, которые продолжили расти далее — в том числе в связи с кипрским и греческим кризисом.

Из графика хорошо прослеживается политика МВФ — помогать всем (а не только бедным) странам, ориентируясь на текущие проблемы. При этом, кстати, интересно полное или почти полное отсутствие кредитов африканским странам. Любая страна в составе МВФ является либо заемщиком фонда, получая и расплачиваясь по кредиту, либо его кредитором в соответствии со своей квотой. Видно, что кроме спада перед последним мировым кризисом средняя историческая сумма кредитов со временем росла — по сравнению с концом 80-х Европа в 2012 году занимала примерно в 5-6 раз больше.

В какой валюте рассчитываются займы? Дело в том, что МВФ имеет собственное безналичное платежное средство, называемое «специальные права заимствования» (англ. Special Drawing Rights, SDR). Шкала сверху указана в миллиардах SDR. Формально это ни долговое обязательство, ни валюта.

Курс SDR с 2016 года привязан к корзине из 5 валют и похож на индекс доллара. Тем не менее отличия есть — главным пожалуй является присутствие китайского юаня в размере почти 11% за счет уменьшения доли евро. На момент статьи курс SDR равен 1.45 доллара США. Посмотреть его можно, например, здесь: . Можно и просто ввести в Яндекс запрос «Курс СДР к доллару США».

Период

 USD

 EUR

 CNY

 JPY

 GBP

2016–2020 (41.73%) (30.93%) (10.92%) (8.33%) (8.09%)