Политика давления: почему сша вводят санкции против белоруссии

Администрация вузов

Сергей Скриба, заместитель ректора Белорусского государственного экономического университета. Отвечает за репрессии против студентов и их отчисления из вуза.

Сергей Рубникович, ректор Белорусского государственного медицинского университета. Ответственный за отчисление студентов по политическим мотивам.

Александр Баханович. Ректор Брестского государственного технического университета. Ответственный за отчисление студентов по политическим мотивам.

Михаил Борозна. Ректор Белорусской государственной академии искусств. Ответственный за отчисление студентов по политическим мотивам.

«Надавить на власти Белоруссии»

После инцидента с посадкой самолёта Ryanair в Минске Украина и ряд стран ЕС закрыли своё воздушное пространство для белорусского авиаперевозчика «Белавиа». Кроме того, ряд государств ЕС реорганизовал пассажирское авиасообщение в обход воздушного пространства Белоруссии.

Со своей стороны, гендиректор «Белавиа» Игорь Чергинец заявил, что действия западных стран по ограничению полётов авиакомпании без результатов международного расследования инцидента с самолётом Ryanair — подлость, так как перевозчик не имеет к нему никакого отношения.

  • Boeing 737-800 белорусской авиакомпании «Белавиа»
  • Reuters

Чергинец напомнил, что совет Международной организации гражданской авиации (ICAO) принял решение расследовать посадку самолёта Ryanair в Минске до 25 июня.

«Но сегодня, не дожидаясь даже начала расследования, вышеперечисленные страны фактически ввели санкции против «Белавиа», которая никаким боком (не имела отношения. — RT) к данному инциденту», — написал Чергинец в Facebook.

Также по теме


«Совершенно исключительные опасения»: организаторы Евровидения приостановят участие Белоруссии в конкурсе

Руководство Европейского вещательного союза (EBU) приостановит членство Белтелерадиокомпании (БТРК). По мнению представителей EBU,…

По его словам, правительства западных государств предпринимают «явно спланированные действия» по закрытию твоей территории и воздушных коридоров для бортов авиакомпании.

«Это, конечно же, полное попрание основ демократии. Наказывают невиновную «Белавиа», да ещё и не начав толком расследование. Подлость», — написал Чергинец.

Ранее «Белавиа» сообщила об отмене рейсов по 12 направлениям в восемь стран в связи с отказом этих стран принимать борты компании.

В свою очередь, эксперты считают, что новые американские санкции против Минска нелегитимны.

С его точки зрения, говоря о работе с партнёрами в Европе над дальнейшими санкциями, Вашингтон в привычной для себя манере планирует создать коалицию для давления на Минск.

«Цель — надавить на власти Белоруссии, которые самостоятельны в принятии решений, что не нравится Белому дому. Американское руководство раздражает то, что Минск не идёт путём Литвы, Латвии или Польши, которые готовы исполнить любое указание. Однако чем больше США и их союзники усиливают давление и ограничивают отношения с Белоруссией, тем меньше у них контактов с ней и, соответственно, меньше возможностей влиять на ситуацию», — подчеркнул аналитик.

Как отметил в беседе с RT главный научный сотрудник института Европы РАН Николай Межевич, до настоящего момента США сомневались, что путь максимально жёстких санкций в отношении Белоруссии является правильным, поэтому вели в её отношении осторожную политику.

«В Вашингтоне надеялись, что Минск может стать неким ограничителем, буфером для объективно имеющегося российского экономического, политического и культурного влияния. Однако после прошлогодних протестов в стране уверенность Белого дома пошатнулась, и данный инцидент стал переходным моментом, после которого на Белоруссию, скорее всего, обрушится лавина санкций», — полагает Межевич.

По его словам, США таким образом демонстрируют своё неприятие внутренней и внешней политики Александра Лукашенко. Несмотря на резонанс, который этот инцидент спровоцировал на Западе, а также попытки отдельных европейских политиков связать его с Россией, вряд ли эта ситуация станет одной из центральных тем на предстоящем саммите Джо Байдена и Владимира Путина, считает политолог.

Тем не менее нынешняя политика Вашингтона в отношении Минска может поспособствовать тому, что взаимодействие между Белоруссией и Россией станет ещё более интенсивным, считает эксперт. 

«Сейчас США фактически подталкивают Белоруссию к углублению сотрудничества с Россией», — говорит Межевич.

Непризнанные выборы

Напомним, 9 августа 2020 года в Белоруссии прошли президентские выборы. По данным ЦИК республики, на них победил Александр Лукашенко, набравший более 80% голосов. Основной оппозиционный кандидат Светлана Тихановская набрала чуть более 10% голосов. Остальные кандидаты получили менее чем по 2%.

Белорусская оппозиция отказалась признавать итоги выборов, обвинив власть в фальсификации результатов голосования, а Тихановская объявила себя их победителем. В стране начались массовые протестные акции, которые нередко перерастали в беспорядки и столкновения с милицией.

Вскоре после начала протестов Светлана Тихановская покинула Белоруссию и выехала в Литву.

18 августа Европарламент принял резолюцию, в которой депутаты отказались признавать переизбрание Лукашенко и заявили, что выборы прошли с нарушениями. В тексте резолюции выражалась поддержка оппозиционерам и шла речь о передаче им власти.

Кроме того, в документе говорилось, что ЕС должен расценивать Тихановскую как избранного президента и временную главу государства, а возглавляемый ею Координационный совет оппозиции — как представителя интересов белорусского народа.

Также по теме


«Момент революции прошёл»: почему Тихановская обратилась с просьбой к США усилить давление на Белоруссию

На встрече с высокопоставленными представителями администрации Джо Байдена белорусский оппозиционер Светлана Тихановская обратилась с…

Вслед за Европарламентом решение о непризнании выборов в Белоруссии приняли и лидеры стран ЕС на специально созванном по этому поводу экстренном саммите.

Аналогичную позицию озвучил и Госдеп США. 23 сентября американское внешнеполитическое ведомство распространило заявление, в котором назвало результаты белорусских выборов сфальсифицированными и нелегитимными. В Госдепартаменте сообщили, что не считают Александра Лукашенко законно избранным лидером Белоруссии.

Однако сам Лукашенко заявил, что ему не мешает отсутствие официального признания итогов выборов со стороны стран Запада.

«Абсолютно нет, мы выборы проводили, как и Россия (кстати, как и любое другое государство), для Беларуси. Это наше внутреннее дело… Конечно, не очень это приятно, если искренне, но уж так, чтобы это меня убивало, — абсолютно нет», — сказал белорусский лидер в интервью телеканалу «Россия».

Какими будут потери для частного бизнеса и когда мы их ощутим

Лев Львовский:

— Репутация предприятий, которые включены в санкционные списки, к сожалению, будет распространяться и на ни в чем не повинные частные предприятия, так как части контрагентов будет недосуг разбираться в тонкостях санкционного законодательства, и они предпочтут вообще не иметь дела с Беларусью.

Так как под санкции попадут крупные государственные предприятия, снижение прибыли по цепочке, безусловно, отразится и на частном бизнесе через уменьшение платежеспособного спроса. Санкции не действуют в безвоздушном пространстве, и их эффект будет наложен на и без того негативную внутреннюю конъюнктуру, контрсанкции и давление на частный бизнес, оказываемое в рамках политической борьбы внутри Беларуси.

Обычно между изданием указа президента США и вступлением в силу санкций, разрабатываемых на его основе, проходит 3−6 месяцев, поэтому реальный масштаб последствий Беларусь сможет увидеть только в 2022 году.

В дополнение к потерям от санкций мы также можем ожидать эффект белорусских контрсанкций, который часто бывает столь же болезненным для экономики, как и изначальный повод.

Дмитрий Крук:

— Частный бизнес определенно пострадает, и у меня, к сожалению, нет универсальных рекомендаций, как предпринимателям подготовиться к последствиям санкций. Конечно, всегда хорошо иметь некую подушку безопасности, которая может позволить переждать плохие времена. Но когда нет четкого понимания, насколько плохи могут быть эти времена и сколько продлятся, трудно говорить о наличии «условно правильной стратегии». Более того, любые действия в попытке предвосхитить возможные шоки на макроуровне могут сами по себе стать триггером для ухудшения ситуации.

Как повлияют на экономику секторальные санкции США

Дмитрий Крук:

— В новом указе Байдена содержится компонента секторальных санкций. Вдобавок к включению в SDN-лист конкретных компаний в нем проговаривается, что санкции будут распространяться на белорусский финансовый и энергетический сектор, производство калийных удобрений, строительство и табачное производство и др.

В том, как это будет действовать, пока есть значимый элемент неопределенности, своеобразный люфт в возможных последствиях. Без введения формализованного механизма в отношении резидентов из третьих стран отказ от сделок с товарами белорусского происхождения, вероятно, не будет тотальным.

Фото с сайта Infotrans.by

Там, где сделки для контрагента белорусской стороны носят экономически значимый характер или где есть другие соображения вдобавок к коммерческим, думаю, бизнес-отношения будут сохраняться. Например, я сомневаюсь, что американские санкции станут поводом для китайских и индийских контрагентов отказаться от покупки белорусского калия. Также не думаю, что российские банки будут отказываться кредитовать своих белорусских «дочек» или других белорусских контрагентов.

Но опасности могут поджидать белорусскую сторону с разных сторон. Проблема может возникнуть с контрагентами в рамках логистической цепочки.

Например, задача доставить калийные удобрения к конечному потребителю станет затруднительной и очень дорогой, поскольку иностранные посредники не захотят оказывать подобные услуги.

Все это дает основания предполагать, что за введением США секторальных санкций последует снижение экспорта. Затронет это прежде всего экспорт секторов, которые напрямую проговорены в указе Байдена.

На базе теоретической модели упрощенно можно говорить, что каждый 1% снижения экспорта в течение 2−3 кварталов будет приводить к проседанию ВВП примерно на 0,6% с сопоставимым проседанием реальных доходов и зарплат. В более длительном промежутке — 7−10 кварталов — за счет особой роли энергетического и калийного сектора эти потери могут достигать соотношения почти 1 к 1, то есть каждый процент снижения экспорта будет чреват сопоставимым проседанием выпуска и доходов. Но оценить масштаб экспортного шока от санкций США даже индикативно пока возможности я не вижу.

Самолёт раздора

Введение четвёртого пакета санкций в отношении Белоруссии планировалось с начала этого года. Однако процесс был ускорен после инцидента с самолётом Ryanair.

Напомним, 23 мая самолёт ирландской авиакомпании Ryanair, следовавший из Афин в Вильнюс через воздушное пространство Белоруссии, вынужденно приземлился в аэропорту Минска. Причиной стало получение пилотами сигнала о минировании, который, как впоследствии выяснилось, оказался ложным. 

Также по теме


«Прекращение любых дипломатических отношений»: почему Украина предъявляет новые претензии к Белоруссии

В базе Верховной рады появился законопроект о прекращении дипломатических отношений между Киевом и Минском. Согласно документу,…

Самолёт находился в аэропорту Минска несколько часов. После приземления с рейса сняли находившегося на борту бывшего главного редактора Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича и сопровождавшую его гражданку России Софью Сапегу. Протасевич был задержан по нескольким обвинениям, в том числе в организации протестов и массовых беспорядков. Позже он признал свою вину.

В свою очередь, Сапега на допросе призналась, что была администратором Telegram-канала «Чёрная книга Беларуси», который выкладывал в открытый доступ данные белорусских силовиков.

Инцидент осудили западные официальные лица и политики. В Минске заявили, что вынужденное приземление самолёта было продиктовано правилами авиационной безопасности и что экипаж самостоятельно принял решение о посадке.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече с Владимиром Путиным в конце мая заявил, что западные страны используют инцидент с лайнером Ryanair, чтобы «раскачать ситуацию до уровня августа прошлого года», когда в Белоруссии начались протесты из-за результатов президентских выборов.

  • Самолёт Ryanair в Минске
  • Reuters

Зачем принимать новый пакет санкций, если можно изменить уже действующие?

Единственный блок ограничений, который фактически еще не начал действовать, это секторальные санкции Евросоюза против белорусских компаний нефтепереработки, калийной и табачной отрасли, а также банковской сферы. Эти санкции начнут действовать примерно в начале 2022 года, когда истечет срок действующих сейчас договоров между западными и белорусскими игроками соответствующих рынков.

Вряд ли власти ЕС решат приблизить старт этих секторальных рестрикций — это противоречит правоприменительной практике Брюсселя, а также создает сложности для своих же предприятий.

— Это будет изменением правил во время игры

А для Европы важно наличие правовых рамок и соблюдение правил. Тем более что до конца года, когда будут перезаключаться основные контракты, осталось не так много времени

Не думаю, что ЕС видит серьезные основания для того, чтобы эти сроки пересматривать, — считает политолог.

Хронология принятия санкций после президентских выборов 2020 года

Первый пакет санкций ЕС ввел 1 октября 2020 года в связи с действиями властей во время выборов и репрессиями в отношении граждан после них. Ограничения сводились к запрету на поездки и замораживание активов 44 человек.

Во втором пакете санкций, принятом 6 ноября 2020 года, появилось имя Александра Лукашенко и его сына — советника по национальной безопасности Виктора Лукашенко. Всего рестрикции касались 15 должностных лиц. Причиной их принятия ЕС назвал жестокие репрессии и запугивание мирных демонстрантов, представителей оппозиции и журналистов.

17 декабря 2020 года с принятием третьего пакета санкционный список пополнился еще 36 лицами и компаниями. Это высокопоставленные чиновники, судьи, известные бизнесмены, а также компании и предприятия — МЗКТ, Synesis, Управделами президента, Dana Holdings/Dana Astra.

21 июня этого года Евросоюз принял четвертый пакет санкций — самый масштабный. В него вошли 78 физических и 8 юридических лиц. «Решение было принято из-за эскалации серьезных нарушений прав человека в Беларуси и жестоких репрессий против гражданского общества, демократической оппозиции и журналистов», — аргументировали его необходимость в ЕС.

Всего под четыре пакета санкций за последний год попали 166 человек и 15 организаций.

Если компания внесена в «санкционный список» США, чем это грозит?

Дмитрий Крук:

— Поименное включение отдельных лиц и компаний в санкционный лист Офиса по контролю за зарубежными активами Казначейства США (OFAC SDN-лист) сравнимо с «черной меткой» на мировом рынке. Американские резиденты будут избегать заключения сделок с подсанкционными компаниями, а при наличии в их распоряжении активов таких компаний будут способствовать их блокировке.

Фото: Jason Goh / Pixabay

Еще одним ощутимым последствием может стать недоступность расчетов в долларах для таких компаний. Объясню, как это работает. Среди американских резидентов, для которых обязательно выполнение санкционных положений, есть банки. И расчеты в долларах на каком-либо из этапов обязательно пройдут либо через американский банк, либо через банк, имеющий прямой доступ на финансовый рынок США. Соблюдая санкционные положения, они должны будут немедленно заблокировать соответствующую долларовую транзакцию и заморозить средства.

Что касается «вторичных санкций», то пока в опубликованных документах я не вижу, чтобы этот механизм по Беларуси был формализован. Но очень часто контрагенты подсанкционных компаний из других стран в качестве перестраховки самостоятельно принимают решения об отказе сотрудничества с ними.

Зачастую нет времени или слишком дорого разбираться в том, каковы могут быть юридические последствия, поэтому легче просто отказаться от сомнительного сотрудничества.

Все перечисленное означает, что для компаний и лиц, которые попали в SDN-лист, последствия будут очень ощутимы. Понятно, что с помощью ряда схем некоторые компании могут предпринять попытки ограничения обойти. Соответственно, негативное влияние на финансовый результат будет разниться. По этой причине сегодня сложно оценивать, каким будет макроэффект от точечного компонента санкций.

«Пока санкции не влияют»

Первый замминистра экономики Юрий Чеботарь в эфире телеканала СТВ заявил, что рассматриваются «различные сценарии, и как эти сценарии, внешние условия могут сказаться на работе конкретных отраслей».

«Просчитываем факторные модели, смотрим, какие возможности есть у наших отраслей, чтобы реагировать на такие вызовы. Соответствующие группы в правительстве работают над этой темой. Мы знаем, как действовать при наступлении тех или иных обстоятельств», — сказал чиновник.

При этом сейчас министерство пока не видит какого-то существенного влияния санкций на экономическую ситуацию в стране. По словам замминистра, в качестве одной из мер ухода от санкций с Китаем готовится соглашение о зоне свободной торговли услугами и инвестициями.

«Благодаря ему, объем инвестиций, возможно, вырастет на 30%, услуги — где-то на 10-15%», — сказал он.

Почему санкции США называют «самыми масштабными» в истории для Беларуси

Лев Львовский:

— Важно пояснить, что Белый дом 9 августа издал фактически два отдельных документа. Первый — возобновляет и расширяет действие старых санкций, именно в нем упомянут ряд физических лиц, а также крупных белорусских компаний и банков, таких как «Беларуськалий», «Белнефтегаз», «Белказтранс», «Белказатранс Украина», «Энерго-Ойл», «Интер Тобакко», Абсолютбанк и другие

Фото с сайта Belmarket.by

Второй документ, подписанный президентом Байденом, описывает, как правительство США должно работать над санкциями и какими они должны быть. Так как этот указ описывает общий характер и вид будущих санкций, в нем присутствуют, скорее, размытые формулировки, нежели конкретные юридические детали.

Но уже сейчас мы видим, что США, подключившиеся к санкционному давлению позже ЕС, настроены очень серьезно.

В документе особо подчеркивается намерение ударить по оборонному сектору, энергетике, калийному производству, табачной продукции, строительству и транспортной индустрии.

Насколько масштабными окажутся последствия этих решений, на мой взгляд, зависит от того, будет ли применен механизм «вторичных санкций» по образцу Ирана или Северного потока-2. Если «вторичные санкции» заработают, то любая компания, ведущая дела с «подсанкционной», будет подпадать под те же ограничения. Таким образом практически полностью исключается большинство методов обхода санкций, будь то взаимозачетные поставки нефтепродуктов (например, если бы мы поставляли нефтепродукты в РФ, а она продавала в ЕС свои нефтепродукты) или создание бесконечного числа фирм-прокладок.

Я предполагаю, что механизм токсичности с введением санкций США так или иначе будет иметь место, хотя мы пока не знаем, будет он минимальным или включится на полную мощность. Международная практика показывает, что крупные мировые компании стараются дистанцироваться от санкций США, даже если в юридической плоскости им ничего не угрожает.

Издержки до 3% ВВП

В свою очередь министр экономики Александр Червяков рассказал телеканалу ОНТ, что санкции – «это возможность для нашей экономики посмотреть под совсем другим углом на новые рынки, на новых партнеров». По его словам, «это поворот к Азии».

Министр отметил, что издержки «для перенаправления потоков» из-за санкций могут составить до 3% ВВП: «Основные каналы, по которым будут нивелированы потери и источники этих потерь, это те издержки, которые связаны с временными затратами, периодом, когда нужно перенаправить товарные потоки. Эти издержки могут составить одномоментно до 3% ВВП. По тем товарным позициям и группам, по которым введены санкции».

При этом для минимизации вреда экономики есть три набора возможностей. Первый — импортозамещение, второй — «вопросы связанные с новыми рынками», третий — это работа с издержками на производство внутри страны.

При этом в Минэкономики надеются «на прагматизм наших партнеров, что они все же нажмут на стоп-кран и приостановят эти действия все в отношении нашей страны».

Как повлияют на экономику секторальные санкции США

Дмитрий Крук:

— В новом указе Байдена содержится компонента секторальных санкций. Вдобавок к включению в SDN-лист конкретных компаний в нем проговаривается, что санкции будут распространяться на белорусский финансовый и энергетический сектор, производство калийных удобрений, строительство и табачное производство и др.

В том, как это будет действовать, пока есть значимый элемент неопределенности, своеобразный люфт в возможных последствиях. Без введения формализованного механизма в отношении резидентов из третьих стран отказ от сделок с товарами белорусского происхождения, вероятно, не будет тотальным.

Фото с сайта Infotrans.by

Там, где сделки для контрагента белорусской стороны носят экономически значимый характер или где есть другие соображения вдобавок к коммерческим, думаю, бизнес-отношения будут сохраняться. Например, я сомневаюсь, что американские санкции станут поводом для китайских и индийских контрагентов отказаться от покупки белорусского калия. Также не думаю, что российские банки будут отказываться кредитовать своих белорусских «дочек» или других белорусских контрагентов.

Но опасности могут поджидать белорусскую сторону с разных сторон. Проблема может возникнуть с контрагентами в рамках логистической цепочки.

Например, задача доставить калийные удобрения к конечному потребителю станет затруднительной и очень дорогой, поскольку иностранные посредники не захотят оказывать подобные услуги.

Все это дает основания предполагать, что за введением США секторальных санкций последует снижение экспорта. Затронет это прежде всего экспорт секторов, которые напрямую проговорены в указе Байдена.

На базе теоретической модели упрощенно можно говорить, что каждый 1% снижения экспорта в течение 2−3 кварталов будет приводить к проседанию ВВП примерно на 0,6% с сопоставимым проседанием реальных доходов и зарплат. В более длительном промежутке — 7−10 кварталов — за счет особой роли энергетического и калийного сектора эти потери могут достигать соотношения почти 1 к 1, то есть каждый процент снижения экспорта будет чреват сопоставимым проседанием выпуска и доходов. 

«Игнорируют общепринятые нормы и правила»

По словам аналитиков, западные санкции незаконны с точки зрения международного права.

«Эти санкции незаконны, но в современных международных отношениях понятия закона и морали уже давно можно упразднить за ненадобностью. Россия и Китай пытаются об этом заявлять как о проблеме, в то время как США в своей политике игнорируют общепринятые нормы и правила. Данные санкции являются демонстрацией неприятия Западом внутренней и внешней политики, которую ведёт Белоруссия под руководством Лукашенко», — сказал в беседе с RT руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич.

Также по теме


«Эффект синергии»: какую роль для обороноспособности России и Белоруссии играют совместные тактические учения

В этом месяце Россия и Белоруссия проведут два раунда тактических десантных учений. Первые манёвры стартуют 9 марта на полигоне в…

В свою очередь, старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко считает, что некоторые западные санкции можно рассматривать и как элемент недобросовестной конкуренции.

«США и ЕС именуют эти меры санкциями, но с юридической точки зрения это просто односторонние ограничения. Администрация Белого дома ввела ограничения в отношении белорусских предприятий, которые связаны с нефтехимией. В данном случае можно усмотреть элемент недобросовестной конкуренции, поскольку США претендуют на большие доли нефтехимической продукции», — заявил аналитик в беседе с RT.

При этом Николай Межевич отметил, что на данном этапе санкции Запада для Белоруссии не так страшны, потому что у Минска есть поддержка Москвы и Пекина.

«Для Минска санкции коллективного Запада обладают ограниченной чувствительностью. Безусловно, ситуация непростая, но до тех пор, пока у Белоруссии в тылу находится РФ и поддерживаются хорошие двусторонние связи с КНР, американские и европейские санкции не могут быть смертельными ни для политики, ни для экономики страны», — полагает Николай Межевич.

В условиях недружественных действий ЕС и США властям Белоруссии стоит пересмотреть деятельность западных НКО в стране, считают аналитики.

«Западные НКО, в том числе литовские, польские, украинские, работают на другие страны и получают оттуда средства, что, несомненно, опасно для Белоруссии», — заявил Николай Межевич.

В свою очередь, Владимир Оленченко не исключил, что возможные меры Минска против западных НКО будут касаться визовых ограничений, так как многие из этих организаций базируются за границей.

«Лайт-версия»

«По нефти забавные формулировки, — комментирует в своем телеграме введенные санкции эксперт Игорь Тышкевич.

Итак, сравниваем формулировку, касающуюся оружия, софта, товаров двойного назначения: » The direct or indirect sale, supply, transfer or export…»

То же самое в финансовом секторе: «It shall be prohibited to directly or indirectly purchase, sell, provide.. «

То же самое по страховкам » It shall be prohibited to directly or indirectly make or be part of any arrangement to make new loans «

И, вдруг, по нефти «The purchase, import or transfer from Belarus of petroleum products shall be prohibited.»

По калийным солям «The purchase, import or transfer from Belarus of potassium chloride («potash») «

Заметили, что нет слова «indirectly». Теперь на пальцах что это значит:

Из Беларуси нефтепродукты покупать нельзя. Чёрным по белому. А из Британии (где ННК под санкциями, но БеларусОйл, Белнефтехим, БНК — нет)? А из России через российских трейдеров в Усть-Луге (чего очень хотел Путин)?

А такого запрета нет.

По калийным удобрениям — напрямую нельзя. Хорошо. А если через российских трейдеров?

И вот тут вспоминаем старую добрую песню о переформатировании БКК, но уже под российским контролем.

Что тут можно сказать — снимаю шляпу перед европейскими политиками за умение работать с формулировками документов.

Таким образом он считает, что объявленные «секторальные» санкции не совсем секторальные.

«Пока что лайтверсия. Грубо говоря, детализация старых пакетов оформлена как новый», — поясняет эксперт.

«Оружие и технологии — эти санкции никто не отменял и они действовали (и работают) с 2007 (обновлен в 2011-м). Финансирование проектов, страхование-то что в той или иной мере было введено в 2020-м. Только сейчас системно», — делает вывод Игорь Тышкевич.

«Отдельно по нефтепродуктам и калийке. Здесь интереснее. По калию, вероятнее всего, серьезные практические шаги будут в конце 2021 года — «Уралкалий» не имеет сейчас свободных объемов. Договорятся с Мазепиным — откажутся от БКК», — считает обозреватель.

«По нефтепродуктам ключевым вопросом является юрисдикция через которую формально продают. Беларусь пользовалась двумя юрисдикциями: британской и нидерландской. Посмотрим на шаги Лондона», — предположил эксперт.

«По газу предсказуемо — никто с Россией ссориться не хочет — страшно. Поэтому Газпром и его труба в Беларуси в безопасности», — пишет в своем фейсбуке Игорь Тышкевич.

«И, традиционный мой вопрос — ДИН (департамент исполнения наказаний), продающий дешевый текстиль и изделия из дерева в европейские торговые сети пролетел мимо уже пятого пакета санкций. Полагаю, надо основать тотализаторы — попадут ли они хоть в 10…15 пакеты? Ведь это же «бабло из воздуха». Дешевый товар, работа белорусских заключенных (в т. ч. политических) почти бесплатна», — считает эксперт.

Три пакета санкций

Напомним, что ЕС и США не признали итоги прошедших в 2020 году президентских выборов в Белоруссии и осудили действия властей республики в ходе массовых протестов сторонников оппозиции.

Евросоюз принял три пакета санкций против белорусских компаний и физлиц, которые, по мнению Брюсселя, якобы имеют отношение к фальсификации выборов и насилию против политических оппонентов власти.

О первом пакете санкций против Минска Брюссель объявил 1 октября. В список тогда были внесены более 40 белорусских чиновников. Второй пакет был введён 6 ноября. Ограничения коснулись уже самого Лукашенко и его сына Виктора, который на тот момент являлся помощником президента по нацбезопасности (1 марта 2021 года он был освобождён от этой должности). Кроме того, под санкции попали ещё 13 чиновников.

В октябре Минск предпринял ответные шаги, запретив ряду европейских чиновников въезд в Белоруссию. Имена подпавших под рестрикции лиц при этом оглашены не были. Позже этот список был дополнен. Как сообщил в ноябре глава МИД Владимир Макей, санкции затронут представителей руководства Евросоюза.

Также по теме


Маршрут перестроен: Москва и Минск подписали соглашение о перевалке нефтепродуктов в портах России

Белорусские предприятия начнут отгружать нефтепродукты через российские порты для поставок в третьи страны. Соответствующее соглашение…

В декабре 2020 года ЕС принял третий пакет санкций, который на этот раз содержал и меры экономического характера.

Под ограничения попали 29 человек, в том числе заместитель премьер-министра Анатолий Сивак, председатель Белтелерадиокомпании Иван Эйсмонт, генпрокурор Белоруссии Андрей Швед и заместитель управляющего делами президента Геннадий Богдан. Этим лицам был запрещён въезд в ЕС, а их активы в Европе были заморожены.

Также в список попали семь юридических лиц. Среди них — ЗАО «Белтехэкспорт», которое занимается продажей вооружений и военной техники за рубеж, в том числе в страны Африки, Южной Америки, Азии и Ближнего Востока.

Рестрикции были также наложены на такие предприятия, как ОАО «Электромеханический завод АГАТ» (разрабатывает автоматизированные системы управления и электронику), АО «140-й ремонтный завод» (занимается ремонтом и модернизацией бронетехники) и Минский завод колёсных тягачей.

  • Производство специальных шасси для оборонной промышленности в одном из цехов ОАО «Минский завод колёсных тягачей»
  • РИА Новости

Ужесточили свою политику в отношении Белоруссии и США. В конце 2020 года Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США ввело санкции в отношении ЦИК Белоруссии, заместителя министра внутренних дел и начальника криминальной полиции Геннадия Казакевича, ОМОНа Минска и отряда «Альфа».

Кроме того, в апреле 2021 года Соединённые Штаты отменили исключения, позволявшие американскому бизнесу работать с рядом белорусских предприятий, на которые ранее были наложены санкции.

Речь идёт о санкциях против белорусских компаний с государственным участием, которые накладывались Вашингтоном с 2006 года из-за якобы имевших место в республике нарушений свобод и прав граждан.

В 2015 году США выпустили лицензию 2G, которая временно отменяла эти ограничения для девяти компаний. Под эти послабления попадали «Белорусский нефтяной торговый дом», «Белнефтехим» и его американское подразделение Belneftekhim USA, «Белшина», «Гродно Азот», «Гродно Химволокно», «Лакокраска», «Нафтан» и «Полоцк стекловолокно».

19 апреля нынешнего года американское правительство отменило действие лицензии 2G. Как сообщили тогда в Госдепартаменте, восстановление санкций против белорусских госпредприятий — это реакция на нарушения прав человека руководством Белоруссии.

23 апреля Белоруссия объявила о принятии ответных шагов на санкции Запада. В рамках этих мер в страну был запрещён ввоз продукции немецких компаний Liqui Moly и Beiersdorf AG, а также чешской Škoda Auto.