«к 2030 большинство вещей можно будет арендовать». какие необычные идеи шеринга раскручиваются прямо сейчас

Цент к центу доллар сбережет

Uber является примером успешной sharing economy. Раньше такси в США стоило дорого, так как водитель был обязан получить специальную лицензию. Городские власти позиционировали это как гарантию безопасности поездки, но на самом деле просто «гребли» деньги. Так в Нью-Йорке медальон на желтое такси стоил порядка 1.5 миллиона долларов. Кроме того, каждый город придумывал свои правила по регулированию получения этих лицензий.

Вдруг пришел Uber и сказал: «Почему вы берете так много денег, когда можно брать меньше?» Теперь медальон стоит 700 тысяч долларов. Правда в Остине к компании все-таки предъявили требование сертифицировать своих водителей. Uber пожал плечами, сказав, что они просто мобильное приложение, и ушел из Остина.

Конечно, не всем шерингам удается взлететь

Главная причина — они оказываются невыгодны. Либо хромает соотношение стоимости и удобства. Однако в целом рынок аренды достаточно развит.

Например, если вам нужно отремонтировать дом, в частности, покрыть лаком пол, предварительно отциклевав его специальной машиной, вы можете взять такую машину в аренду. Стоимость машины – порядка 2 тысяч долларов. Вам нет смысла покупать такую дорогую вещь для краткосрочного пользования, а компания, сдающая ее в аренду, за месяц отобьет эту цену.

Коливинги побеждают изоляцию

Парадоксальным образом во время пандемии «взлетели» современные коммуналки — коливинги. По данным компании TheHouseMonk, которая разрабатывает решения для управления недвижимостью, за 2020 год число операторов коливингов в мире выросло с 610 до 870.

Директор департамента апарт-отелей Becar Asset Management Анастасия Заболотная так объяснила Skillbox Media это явление: «И в Москве, и в Петербурге всё большую популярность приобретает сегмент коливингов. Крупные застройщики и девелоперы уже смотрят в эту сторону. Однако пока большинство проектов, которые они представляют как коливинги, — это просто многоквартирные клубные дома с большими комнатами и дополнительными сервисами для жильцов (например, йогой, коворкингом, SPA).

Со временем сервисная составляющая, скорее всего, усложнится. Сама концепция коливинга предполагает формирование сообщества соседей, которые вместе участвуют в разных мероприятиях, посещают занятия и мастер-классы.

Различное оборудование и бытовая техника

Практика совместного использования оборудования или бытовой техники соседями из одного жилищного комплекса (ЖК) широко распространена в Европе, у нас подобное пока что является редкостью. Первопроходцем этого направления шеринга стали Хельсинки, где был запущен проект Liiteri. Суть в том, что на территории ЖК в специально отведенном помещении размещается различный инвентарь: мини-мойки, пылесосы, дрели, молотки, циклевочные машины и пр. Желающие арендовать те или иные предметы присылают заявки на аренду и потом пользуются ими по факту необходимости, при этом плату можно также включить в коммунальные платежи. В результате люди экономят на редко используемом оборудовании и избавляют квартиру от захламления.

Здравоохранение

Ожидается, что в 2020 году доходы в отрасли здравоохранения составят $8,7 трлн. Венчурные инвесторы активно вкладываются в медицинские диджитал-стартапы. Ожидается, что медицина станет новой нишей для активного развития шеринга.

Шеринг-модель позволит решить проблемы здравоохранения, связанные с нехваткой ресурсов и высокой стоимостью оборудования, которое в результате простаивает 58% времени.

Стартапы типа Cohealo уже помогают клиникам совместно использовать медицинское оборудование.

Другие перспективные направления шеринга в здравоохранении — телемедицина и групповые консультации. Так работают популярные в США American Well и Doctor On Demand.

Как работает система sharing economy?

Теоретической основой sharing economy является прямое (или пиринговое) взаимодействие производителей и конечных потребителей товаров либо услуг. Производители (или владельцы) благ получают дополнительный доход за счёт прямого доступа к конечным потребителям, клиенты экономят благодаря исключению посреднических комиссий. Например, клиент приехал в командировку на три недели и планирует арендовать автомобиль. Если гражданин пользуется стандартной схемой аренды автомобилей, ему необходимо обратиться в салон, оплатить гарантийный взнос, посуточную аренду по тарифу, а также оформить страховку. Если сотрудник компании воспользуется sharing economy, обратившись к частным автомобилистам или оплатив такси, расходов на страховку и залог можно избежать. Модель совместного потребления приносит выгоды всем сторонам данной сделки.

Производитель (либо текущий владелец) товаров и услуг. Собственник ликвидного актива получает дополнительную прибыль, компенсирует амортизационные затраты и повышает деловую репутацию, предоставляя товар в аренду. Например, профессиональный электрик владеет набором дрелей и перфораторов для выполнения заказов и предоставляет инструменты в аренду друзьям и коллегам. Арендные платежи от клиентов позволяют чаще ремонтировать и обновлять инструменты, повышают уровень регулярного дохода специалиста. Если собственность используется редко, с помощью sharing economy можно окупить затраты на её хранение. Например, собственник базы отдыха в Карелии владеет пятью лодками, которые можно использовать только в летний период. Предоставляя лодки в аренду, собственник окупает затраты на их хранение в течение остальных девяти месяцев.

Посредник (либо сторонний сервис), связывающий стороны сделки. Владелец онлайн площадки или офлайн сервиса проката связывает конечного потребителя и владельца актива, оформляет сделки, гарантирует качество товара (для потребителя) и своевременный возврат средств (для собственника актива). Доход посредника состоит из фиксированных комиссионных отчислений сторон сделки и платежей за размещение рекламы. Например, площадка бесплатных объявлений Авито позволяет сдать или взять в аренду недвижимость, транспорт, технику, одежду, получить консультационные услуги в различных отраслях. Клиенты пользуются Авито бесплатно, собственники активов оплачивают регулярное обновление и повышение объявлений в результатах поиска. При размещении объявления администрация Авито требует указать полную техническую информацию, фото или видео объекта, также действует система отзывов. При возникновении спорных ситуаций клиент или владелец актива может подать жалобу и попросить вернуть потраченные средства.

Конечный потребитель товаров и услуг (или клиент). В модели sharing economy пользователь выбирает сервисы или продукты, регистрируясь на бесплатных площадках. Как правило, общение с владельцем или производителем проходит напрямую, стороны сделки могут обговорить нюансы купли-продажи неофициально. Например, турист планирует поездку в Париж и хочет арендовать квартиру через сервис Airbnb, выбрав подходящий объект недвижимости. После регистрации на бесплатной платформе и выбора нужной квартиры клиент связывается с собственником напрямую, задаёт возникающие вопросы и договаривается о порядке оплаты. С точки зрения конечного потребителя, модель sharing economy позволяет снизить расходы на официальное оформление сделки, учесть индивидуальные предпочтения (например, возможность проживать с домашними животными). При оплате услуг (например, аренда недвижимости, прокат автомобилей) клиент может выбрать наиболее подходящую цену, при покупке или аренде товаров (например, спецтехника, спортивное снаряжение) возможно получить дополнительные скидки.

Быстрое распространение модели sharing economy на мировом рынке объясняется двумя факторами, технологическим и ценностным. Во-первых, с точки зрения выпуска и продажи товаров (услуг) прямое взаимодействие производителя и конечного потребителя уменьшает сопутствующие расходы на посредников. Например, крупный производитель косметики продаёт готовую продукцию через онлайн платформу Авито, выполняя заказы конечных пользователей и экономя на дистрибьютерской сети. Во-вторых, с точки зрения конечных пользователей ценность владения (покупки) дорогостоящими активами снижается. Например, молодая семья не располагает средствами для покупки летнего загородного дома, однако может арендовать благоустроенный коттедж без ущерба для бюджета.

Новые модели потребления

Даже если результатом пандемии станет победа идеи обладания над идеей аренды, это не означает, что экономика совместного потребления провалилась. Модели владения трансформируются за счет развития технологий. Теперь по подписке можно получить не только доступ к развлекательным и образовательным платформам, подобным Netflix или SmartReading. Подписная модель распространяется и на материальные объекты.

Немецкий стартап Grover, предлагающий по подписке различную технику — от смартфонов и ноутбуков до смарт-часов и даже дронов, привлек к концу 2019 года более €100 млн инвестиций. При этом парк Grover превышает 100 тыс. устройств.

Бизнес-модель с продажей техники по подписке — удел не только стартапов и не только на Западе. В мае этого года американский производитель бытовой техники Whirlpool запустил в России продажи своей продукции по подписке. По программе можно получить бытовую технику Whirlpool, Hotpoint, Indesit и KitchenAid за фиксированную ежемесячную плату с возможностью замены на новую модель.

В июле Genesis запустил в России сервис Genesis Mobility, который позволяет получать в пользование по подписке автомобиль Genesis G70. Тариф включает полное страхование, техническое обслуживание и консьерж-сервис, позволяющий произвести сервисные работы и замену шин в удобное для клиента время.

Благодаря модели владения по подписке потребитель получает опыт обладания и в то же время избавляется от сопутствующих проблем. Например, в случае с автомобилем или техникой не нужно думать, как проводить техобслуживание, — сервисные работы входят в стоимость подписки.

Анна Дробаха, директор по маркетингу сервиса объявлений АвитоФото: Предоставлено пресс-службой Авито

Тенденции экономики совместного потребления

  1. Неравномерные темпы роста. Для примера возьмем всем нам известную компанию Uber, завоевавшую доверие клиентов во многих странах мира. Цены на услуги такси в Uber более чем гуманные, что является причиной повышенного спроса. Однако среди потребителей все еще много таких, кто предпочитает комфорт и сервис на высоком уровне. Как долго компания сможет поддерживать баланс между надлежащим уровнем обслуживания и низкими ценами – пока этот вопрос остается открытым.
  2. Демографический фактор. Шеринг ориентирован в основном на молодых потребителей. А между тем в Европе, Америке и Японии доля пенсионеров увеличивается, рождаемость падает или остается на неизменном уровне. Таким образом, увеличивающееся количество пожилых людей, предпочитающих традиционную систему ценностей, может поставить под угрозу развитие шеринга.
  3. Проблемы государственного регулирования. Шеринг сложно поддается налоговому контролю (об этом мы еще будем говорить чуть ниже). В связи с этим возможно появление нормативных актов, регламентирующих налогообложение доходов от шеринга, что может вызвать повышение цен и как следствие – снижение спроса.

«Живая газонокосилка»: аренда коз

Американский проект Rent a Goat предлагает взять в аренду козу, чтобы расправиться с сорняками на лужайке. Основатели проекта утверждают, что животное сможет разделаться с дикими травами, кустарником и чертополохом без химикатов и тяжелой техники, а значит, более экологичным способом.

Фото: unsplash.com

Финансовые эксперты утверждают, что фермерам выгоднее взять в аренду козу, чем нанимать для борьбы с сорняками рабочего. Основатели проекта указывают на сайте выгоды в 50%. Относительно стоимости услуги проект сохраняет интригу и предлагает для начала лично оценить, сколько коз потребуется для устранения проблемы.

Почему появилась эта концепция?

Причины развития шеринговой экономики:

  1. Отход от «культа частной собственности». Молодое поколение предпочитает получить некие блага «здесь и сейчас», нежели копить долгие годы. Пример: свадьба – яркое событие для молодых людей. Платье, авто премиум-класса и другие аксессуары нужны только на момент торжества, чтобы потрясающе выглядеть и сделать красивые фото. В дальнейшем то же платье будет годами занимать место в шкафу. Поэтому выгоднее взять его в аренду. Многие используют такой же подход и к средствам передвижения. Не все любят и умеют ремонтировать автомобиль самостоятельно, а расходы на ремонт стоят немалых денег. Поэтому проще ездить на работу на велосипеде (особенно если работа недалеко от дома). Если вы – фрилансер, вам машина может быть нужна не каждый день. Для редких поездок выгоднее использовать каршеринг.
  2. Падение доходов населения. Шеринговые стартапы начали появляться с 2010 года, когда мировая экономика еще не оправилась от последствий кризиса 2008-2009 гг.
  3. Развитие интернет-технологий. Все больше видов торговли и услуг уходят в онлайн. В современном обществе намечается тенденция к сокращению физических контактов между продавцом и покупателем.
  4. Широкий выбор и экономия времени. Когда вы приходите в магазин, ваш выбор ограничен. Чтобы найти нужную вещь, вам придется обойти несколько магазинов и потратить не один день. А шеринг обеспечивает выбор самых различных вариантов, не выходя из дома.

А что если все-таки победит owning? Новые модели владения

Согласно результатам нашего опроса, 20% регулярных пользователей каршеринга на фоне пандемии задумались о том, чтобы приобрести личный автомобиль и отказаться от сервиса. В Китае, по данным Ipsos, из-за пандемии многие из тех, у кого раньше не было машины, теперь планируют покупку. В сфере личного транспорта мы видим возрождение тренда на owning. 

Если победа стремления обладать станет долгосрочной, экономике совместного потребления все равно будет что предложить.

Автопроизводитель Genesis в июле запустил в России сервис, который позволяет получать в пользование по подписке автомобиль Genesis G70. В тариф входит полное страхование, техническое обслуживание и консьерж-сервис для сервисных работ.

Американская компания Whirlpool в мае объявила о старте продаж в России бытовой техники по подписке. Программа позволяет получить в пользование технику Whirlpool, Hotpoint, Indesit и KitchenAid за фиксированную ежемесячную плату c возможностью замены на новую модель. 

Модель владения по подписке дает потребителю возможность получать опыт обладания, но в то же время спасает от возможных проблем. Например, в случае с автомобилем или техникой не нужно думать, как проводить техобслуживание — сервисные работы входят в стоимость подписки. Это направление будет активно развиваться.

Shutterstock/Faber14

Возможно ли применение шеринг-экономики в России

Шеринг в России развивается активными темпами. В частности, в больших городах активно используется каршеринг, а также аренда велосипедов и самокатов. Также популярны различные виды аренды и обмена товаров: одежды, игрушек и др. Все больше появляется различных образовательных онлайн-проектов.

К примеру, многие руководители российских предприятий предпочитают нанимать сотрудника в штат на постоянной основе, нежели воспользоваться предложениями аутсорсинговых компаний. Причиной тому является устоявшееся мышление о том, что трудовой договор более надежно защищает от мошенничества или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей. Это заблуждение: грамотно составленный гражданско-правовой договор защитит вас ничуть не хуже, а с точки зрения налогообложения будет более выгодным.

Также большое внимание уделяется контролю рабочего времени. Работодатели готовы платить сотруднику оклад за полный рабочий день, в то время как на удаленке можно платить меньшую зарплату плюс экономить на офисе

Гораздо важнее контролировать не отработанные часы, а сроки выполнения работ. Четко прописанные во внутренних актах компании сроки будут действовать более эффективно, чем контроль рабочего времени, которое можно проводить по-разному. Разумеется, это касается не всех сфер деятельности, а только тех, где работа полностью или частично может быть перенесена в онлайн.

Таким образом, консервативное мышление и отсутствие нормативной базы – главные факторы, которые могут оказать негативное воздействие на развитие российской шеринговой экономики в ближайшие годы.

В контексте

Социализм, который мы заслужили

Иван Воронцов

К шеринговой экономике многие до сих пор относятся с иронией, продолжая изобретать поднадоевшие шутки на тему «миллениалы придумали общагу» (колхоз, прокат и так далее). Тем временем шеринги всех типов и направлений продолжают развиваться, меняя не только подходы к ведению бизнеса, но и мир в целом. В чём–то нынешнюю шеринг– революцию можно сравнить с бумом потребительского кредитования, который охватил западный мир в середине XX века (а нас, как водится, попозже).

Идея, что не обязательно иметь полную сумму для покупки того или иного товара, перевернула потребительское поведение. Жизнь в долг внезапно оказалась не постыдной, а престижной. В результате сейчас так живёт весь мир, от рядового обывателя до крупнейших корпораций и ядерных сверхдержав. Разумеется, у такого типа мироустройства есть тёмная сторона, и мы регулярно с ней сталкиваемся: ипотечные и инвестиционные пузыри в США, растущая сумма мирового долга, в середине сентября обновившая исторический максимум (сейчас все должны всем около 296 трлн долларов), бездна микро кредитования, засасывающая малообеспеченные слои российского общества.

Шеринг, на который сейчас возлагается так много надежд, сделал следующий шаг, показав, что для полноценного использования актива не обязательно им владеть вообще. Очевидно, этот подход тоже таит в себе множество рисков. И пузырей на формирующемся рынке наверняка надуется и лопнет ещё немало. Даже такие витрины мировой шеринговой экономики, как Uber или Airbnb, до сих пор продолжают генерировать убытки, испытывая терпение своих инвесторов на прочность. Но всё же пока на развитие этого направления хочется смотреть с оптимизмом.

Парадоксально, но идеология совместного потребления, зародившаяся в недрах капиталистической системы, возвращает человечеству мечту о справедливом социальном устройстве, где «от каждого по способностям и каждому по потребностям». Только если в команд но–административной советской системе в колхозы загоняли ударами прикладов, то теперь люди объединяются во всевозможные ко–… из соображений собственной выгоды. И синергия, возникающая из сложения их усилий, оказывается куда эффективнее

любых аналогов разнарядки и продразвёрстки. Современные «левые», упорно живущие в марксистской парадигме, делая вид, что львиной доли XX века и смены экономических укладов попросту не было, наверняка поднимут эти тезисы на смех. В ответ хочется посоветовать приглядеться к Китаю, который давно уже виртуозно морочит всем голову, внедряя за чугунным идеологическим фасадом самые современные модели, если только они помогают развитию и росту. Так вот, ещё год назад китайцы рапортовали о том, что более 80% компаний в стране практикуют модель «большой шеринг–экономики».

Обсуждаем новости здесь.
Присоединяйтесь!

Закон и шеринг экономика

С законодательными проблемами сталкиваются и участники движения за спасение еды – фудшеринг. В большинстве европейских стран и США уже начали работать над поправками в законодательстве – в том числе в области легального статуса сделок в приложениях, налоговых выплат и льгот. В России многие направления шеринга пока что вне закона.

Сдать в аренду или обменяться своей собственностью (квартирой, машиной, оборудованием) легко, но в случае поломки или кражи пенять будет не на кого: страховые компании пока не берутся за подобные сделки.

Одно дело – на время отпуска оставить своего домашнего любимца в сертифицированном отеле для животных, а дом сдать под охрану. Другое дело – пустить в дом на время участника шеринговой программы по присмотру за жильем и животными.

Привлечение фрилансеров вместо содержания штата сотрудников – отличный способ сэкономить, но если безответственный фрилансер сорвет сроки выполнения проекта, экономия выльется в значительный ущерб.

Для самих фрилансеров работа по проектам также означает отсутствие стабильности, страховки, отпуска и пенсионных отчислений – по крайней мере, пока программа для самозанятых не станет стандартом.

Забастовки против Uber и Cabify уже однажды вылились в беспорядки в Испании. При дальнейшем противостоянии традиционной и шеринговой моделей конфликты могут повторяться.

Росту шеринга будут препятствовать не только рыночные системы, но и собственное несовершенство модели. В отличие от рыночной экономики, шеринговая меньше заинтересована в совершенствовании конкурентных преимуществ.

Уберизация в бизнесе — то же самое, что шеринговая экономика?

Интересный пример экономики совместного потребления — сервис заказа такси Uber, который поставил цель побудить потребителей отказаться от личных автомобилей в пользу такси. Сейчас он работает в 250 городах по всему миру. Вслед за ним появились сервисы каршеринга — поминутной аренды автомобилей, которые пропагандируют те же принципы.

Uber дал жизнь неологизму «уберизация», который обозначает компании, которые из поставщиков конкретных товаров превращаются в поставщиков сервисов. Как Uber предлагает не сам автомобиль, а услугу по перемещению из одного пункта в другой, так и производители медицинского оборудования продают не само оборудование, а саму возможность сделать УЗИ или МРТ.

Такая модель ведения бизнеса позволяет существенно сократить эксплуатационные расходы в сравнении с традиционной. Поскольку «уберизация» возникла отчасти благодаря экономике совместного потребления, сервисы, относящиеся к этим моделям, тоже обычно можно отнести к sharing economy.

Читайте по теме:

«Прелесть модели совместного использования — в финансовой стабильности, которая строится на человеческих отношениях, доверии и доброте, — считает основатель сервиса для шеринга парковочных мест Roost Джонатан Гиллон. — Уменьшая количество отходов, оно также позволяет благотворно влиять на окружающую среду. Начав делиться, быстро понимаешь, что вокруг много возможностей, которые открываются, когда вы преодолеваете страх к незнакомцам и понимаете, что большинство людей хочет делать добро».

Следуя этим принципам, компания Feastly связывает желающих вкусно пообедать с опытными поварами, предлагающими уникальные блюда вне ресторанов, а EatWith дает возможность пойти на обед в гости к другим пользователям, и создает условия для знакомства людей друг с другом за домашним обедом.  

По подсчетами PwC, в 2015 году (более поздние исследования не проводились) в Европе работало более 300 компаний, созданных в разных секторах экономики совместного потребления. Их совокупный доход  за год составил более 4 млрд евро. В США на тот момент таких компаний было в четыре раза больше.

Исследование недели

Банк России оценил перспективы российского рынка каршеринга:

  • В ближайшие годы сервис достигнет точки «насыщения» в Москве и других крупных городах.
  • Каршеринг станет более безопасной альтернативой общественному транспорту или такси.
  • Международный опыт в ценообразовании и развитии формата peer-to-peer поможет российскому каршерингу подстроиться под запросы потребителей.
  • Через семь лет в России 10% автомобилей (примерно 200 тыс. единиц) будут покупать для использования в каршеринге.
  • Общая численность автомобилей каршеринга в России вырастет до 100 тыс. машин к 2023 году.

Что такое шеринговая экономика

Шеринг-экономика или экономика совместного потребления (sharing economy) – это бизнес-модель по обмену товарами, транспортом, недвижимостью, знаниями на онлайн-площадках.

Английский глагол to share значит «делиться», а сама модель основана на том, что товары и услуги используются коллективно, на условиях бартера или аренды. Обмениваться можно не только с людьми, но и с крупными компаниями.

Шеринговая экономика – новая культура потребления. Она переосмысляет набор вещей, которые нам нужны, и то, как мы готовы их получить. Проще говоря, зачем покупать машину, когда есть каршеринг.

Откуда и почему появилась эта концепция

Концепцию совместного потребления в 2000-х гг. предложили Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс. В 2010 году идея была признана революционной. Она поменяла социально-экономическую модель общества.

Конечно, этот принцип был и до XXI века. Например, как коллективные хозяйства, где люди работали на общем участке земли. Но тогда это не было частью бизнеса.
Основная идея шеринговой экономики в том, что за аренду платить выгоднее, чем за целую покупку. Вы берёте на время вещи, которыми пользовались другие, а владелец зарабатывает на аренде.

На появление шеринговой экономики повлияло несколько факторов:

Трансформация базовых ценностей. Самое платёжеспособное население планеты – миллениалы и подрастающие зуммеры. Такие люди живут по принципу «здесь и сейчас», а сам факт владения им не важен. Они готовы платить за эмоции, но не за вещи.

Технологии. Интернет связывает потребителей со всего мира и помогает совершать онлайн-сделки, обмениваясь фотографиями товаров.

Мировые проблемы. Многие шеринговые проекты появились после экономического кризиса 2008 года, когда людям пришлось тщательнее следить за своими расходами.

Доступность. Люди обмениваются или арендуют не только ради экономии, а для комфорта или широкого выбора. Шеринг делает жизнь доступнее и проще.

Мобильность. В движении шеринга много активных молодых людей, которые воспринимают частную собственность как громоздкую. Поэтому они пользуются среднесрочной арендой квартир. Это помогает им жить в разных странах и устраивать зимовки в условном Таиланде.

Своё ближе к телу

Аутсорс как форма шеринга тоже продолжает развиваться. Особенно в сферах, где нагрузка меняется в зависимости от сезона, например в ретейле.

«Я думаю, что в компаниях сохранится базовый штат: специалисты, менеджеры, самые ценные кадры, о которых имеет смысл заботиться и удерживать. А линейный персонал будут обеспечивать компании–провайдеры», — отмечает основатель GigAnt Денис Решанов.

Однако шеринг ещё не вполне прижился в России в силу наличия культурных барьеров. Ценность собственности и опасение пользоваться тем, что тебе не принадлежит, для современного человека остаются привычными.

«Использование чего–то в кооперации с другими — признак стартапа или небольшой компании. Шеринг пока говорит бизнес–партнёрам или клиентам преимущественно об экономии, а не об ответственном отношении к потреблению ресурсов. У части собственников, особенно старой закалки, также есть устойчивое предубеждение против шеринга. От этих установок сложно отказаться быстро», — резюмирует Мария Макушева.

Шеринг — это не модель бизнеса, а скорее его философия. Идея в том, что у одних людей есть ресурс или его избыток, который нужен другим. И этот ресурс нужно не приобретать, а иметь доступ к нему. Бизнесу необходимо использовать шеринговые инструменты — маркетинговые ходы, нестандартные подходы к привлечению специалистов, новые сегменты рынка. Кроме того, шеринг позволяет уменьшить расходы за счёт того, что бизнес не имеет ресурсы в собственности, но может получить к ним доступ. Толчок развитию шеринговой экономики дали цифровые технологии. Благодаря компьютерным технологиям развивается онлайн шеринговый бизнес. В Сети можно предлагать продукты и услуги, пользоваться ими, вести учёт и контроль. На мой взгляд, за шерингом будущее. Ввиду ограниченности ресурсов главным становится не владение, а возможность использования. Это вопрос децентрализации, устранения вертикальных регулирующих структур, развития горизонтальных связей между людьми. Краудфандинговые платформы (использование шеринговых финансов) достаточно широко используются и уже показали свою эффективность. Краудфандинг прежде всего помогает развивать инновационный бизнес. Как правило, таким компаниям сложно получить традиционное финансирование из–за больших рисков для инвесторов

Считаю, что молодым предпринимателям необходимо обратить особое внимание на шеринг во всех областях.

Игорь Люкевич

Доцент высшей инженерно-экономической школы СПбПУ

Шеринговая экономика построена на динамическом масштабировании. Чем больше заказов, тем больше требуется ресурсов (машин, курьеров, оборудования). Если объём заказов сокращается, должна сократиться и инфраструктура. В основе большинства проектов стоит оператор (IT–сервис), который эффективно соединяет клиентов и владельца продукта. Инфраструктура таких операторов почти всегда построена в облаках, чтобы расти и уменьшаться строго вместе с ростом объёмов. Сервисная модель внедрения инноваций позволяет бизнесу получать готовые элементы инфраструктуры или процессов.

Леонид Аникин

Директор по развитию «Mail.ru Цифровые технологии»

Тема шеринга намного разнообразнее и глубже, чем представляется на первый взгляд. Помимо шеринга вещей набирают популярность шеринг ПО, жилья в виде уже ранее существовавшего формата «коммуналки», но с другой тональностью (коливинги). Наш маркетплейс можно рассматривать как шеринг трафика и заказов (клиентов привлекаем мы, а продажи получают наши продавцы). Для бизнеса, который только начинает свой путь, это хороший способ быстро принять решение, стоит ли развиваться в этом направлении, оценить потенциальные риски. Стоимость услуг шеринговых сервисов будет расти, и со временем компании, их предоставляющие, могут стать монополистами.

Павел Смирнов

Руководитель проектного офиса маркетплейса «Сбермегамаркет»