Федеральный закон о бухгалтерском учете (402-фз)

Уточнены основания для внесения изменений в правила бухгалтерского учета

Согласно статье 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете» до утверждения в установленном порядке федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до дня вступления в силу этого Федерального закона.

В соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ в указанный период Минфин России и Банк России вправе вносить изменения в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете». При этом уточненная норма не ставит внесение изменений в названные правила в зависимость от изменения законодательства (ранее — допускались лишь изменения правил, обусловленные изменением законодательства).

Введен порядок подготовки стандартов бухгалтерского учета государственных финансов

В связи с выделением федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов из федеральных стандартов бухгалтерского учета Федеральным законом N 247-ФЗ предусмотрены отдельные порядки разработки и принятия таких стандартов, а именно:

  • Минфин России разрабатывает и утверждает программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов наряду с программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета (статья 26 Федерального закона «О бухгалтерском учете»);

  • при Минфине России создается Совет по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов. Этот Совет проводит экспертизу проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов (статья 25.1 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). Он будет действовать наряду с Советом по стандартам бухгалтерского учета, из сферы деятельности которого исключены стандарты бухгалтерского учета государственных финансов (статья 25 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

Инвентаризация

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организация обязана провести инвентаризацию. Это обязательство распространяется на все компании вне зависимости от их режима налогообложения или организационно-правовой формы. Задача инвентаризации — обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Для этого в ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств организации.

Такая инвентаризация — плановая. Для ее проведения руководитель должен утвердить положение об инвентаризации. Сроки проведения такой инвентаризации — с 1 января по 31 декабря отчетного года.

Годовая инвентаризация проводится по всем активам и обязательствам компании, проверка — сплошная.

Есть и другие причины проведения инвентаризации, внеплановые. Они установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Федеральным законом 402-ФЗ и ПБУ 4/99). Это:

  • смена материально ответственных лиц;
  • выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • стихийные бедствия, пожар или другие чрезвычайные ситуации;
  • ликвидация или реорганизация организации.

Порядок проведения инвентаризации

  • Шаг 1. Создание инвентаризационной комиссии
  • Шаг 2. Получение последних приходных и расходных документов
  • Шаг 3. Получение расписки от материально ответственного лица
  • Шаг 4. Подготовка инвентаризационных описей (актов)
  • Шаг 5. Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки активов и обязательств
  • Шаг 6. Обобщение результатов, выявленных инвентаризацией
  • Шаг 7. Утверждение результатов инвентаризации
  • Шаг 8. Отражение в учете результатов инвентаризации

Подробнее об этих этапах можно прочитать в «Практическом пособии по годовой бухгалтерской отчетности 2016» системы Консультант Плюс.

Бухгалтерская отчетность банков и кредитных организаций

Бухгалтерская отчетность банков и кредитных организаций — особенная. Она регулируется нормативными документами Банка России. Основополагающими документами являются «Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (утв

Банком России 16.07.2012 № 385-П) и Указание Банка России от 04.09.2013 № 3054-У «О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности».
Внимание!

Новые формы отчетности для банков установлены Указанием Банка России от 24.11.2016 N 4212-У, которое отменило ранее действовавшее Указание Банка России от 12.11.2009 № 2332-У.

В числе новых форм отчетности:

  • 0409120 «Данные о риске концентрации», разработанная в целях оценки экономического положения кредитных организаций с учетом риска концентрации;
  • 0409171 «Сведения для расчета размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций»;
  • 0409702 «Информация о неисполненных сделках», разработанная в целях ведения статистики и оперативного мониторинга системных рисков финансовой системы, связанных с неисполнением отдельных видов сделок на финансовых рынках.

Также уточняются требования к формированию показателей отчетных форм и порядку их представления в Банк России.

Годовая отчетность банков составляется по итогам календарного года. Она подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение сдается вместе с годовым отчетом в Банк России.

Запрещено изменение утвержденной бухгалтерской отчетности

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» утверждение бухгалтерской отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. В частности, статьей 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» предусмотрено утверждение годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества общим собранием акционеров, статьей 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» к компетенции общего собрания участников общества отнесено утверждение годовых бухгалтерских балансов общества с ограниченной ответственностью, согласно статье 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия утверждает бухгалтерскую отчетность такого предприятия.

Федеральным законом N 247-ФЗ установлен запрет на внесение изменений в бухгалтерскую отчетность организации после ее утверждения. Данный запрет распространяется на случаи, когда утверждение бухгалтерской отчетности предусмотрено федеральными законами и (или) учредительными документами организации.

Скорректированы отдельные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы

Федеральным законом N 247-ФЗ внесены изменения в отдельные положения Федерального закона «О бухгалтерском учете», посвященные организациям бюджетной сферы. В частности, предусмотрено, что:

  • бюджетным законодательством могут быть установлены случаи, когда ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются не руководителем организации бюджетной сферы, а иным лицом (статья 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 1);

  • порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством (статья 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 3.1);

  • требования к главному бухгалтеру (иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета), установленные частью 4 статьи 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», распространяются на организации бюджетной сферы, составляющие консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений (ранее — только на органы управления государственных внебюджетных фондов и государственных территориальных внебюджетных фондов) (статья 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 4);

  • первым отчетным годом организации бюджетной сферы, созданной после 30 сентября, является период с даты ее создания по 31 декабря того же календарного года включительно (ранее — период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом государственной регистрации, включительно, если иное не было установлено самой организацией). Федеральным законом «О бухгалтерском учете», федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов может быть установлен иной порядок исчисления первого отчетного года (статья 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 3);

  • порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации бюджетной сферы при ее ликвидации (упразднении) устанавливается Минфином России (статья 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 4.1);

  • порядок организации и осуществления организациями бюджетной сферы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни устанавливается с учетом положений бюджетного законодательства о внутреннем финансовом контроле (статья 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 3);

  • федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденные Минфином России до вступления в силу Федерального закона N 247-ФЗ, признаются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов (статья 4 Федерального закона N 247-ФЗ).

Уточнен порядок внесения изменений в программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета

Статьей 26 Федерального закона «О бухгалтерском учете» определен порядок разработки и утверждения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета. Этот порядок предусматривает, среди прочего, уточнение программы в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов бухгалтерского учета потребностям пользователей бухгалтерской отчетности, международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета.

Федеральным законом N 247-ФЗ скорректирован порядок внесения изменений в программу. Установлено, что программа уточняется при необходимости (ранее — ежегодно).

Увязка данных с учетом и между собой

Вспомним об основных принципах и методах бухгалтерского учета. Общеизвестно, что бухучет должен достоверно отражать полную информацию об обязательствах, состоянии имущества и капитале организации и всех изменениях, которые в них происходят. Осуществляется такой контроль путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций в организации на основе двойной записи. Это значит, что каждая цифра в учетных данных разносится на два разных счета по дебету и кредиту. Благодаря этому достигается баланс, когда дебетовая часть всегда равна кредитовой, если не было допущено ошибок. Этот метод, естественно, касается результатов учета. Все отчетные бухгалтерские формы являются сопоставимыми, и их следует увязать между собой. Это проверяют контролирующие органы, когда получают документы от юрлиц.

Материалы по теме

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу

В связи с этим есть целый ряд ключевых показателей, которые проверяются. Формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах тесно связаны между собой и с другими документами. При несовпадении показателей у контролирующих органов возникнут вопросы.

В правилах бухгалтерского и налогового учета существуют различия, которые влияют в том числе на формирование каждого вида отчетов. В связи с этим прямой увязки между финансовыми отчетами и налоговыми декларациями нет. Однако налоговые органы все равно выявляют фактологические нестыковки, благодаря специально разработанным контрольным соотношениям. Например, если форма 2 в строке 4322 содержит информацию о выплате дивидендов участникам, то и в декларации по налогу на прибыль обязательно указывают эту информацию.

Таблица взаимоувязки показателей: формы 4 бухгалтерской отчетности и баланса.

Бухгалтерский баланс Финансовый отчет о движении денежных средств
Строка 1250 «Денежные средства и эквиваленты» на 01.01.2020 = Строка 4500 «Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на конец отчетного периода»
Строка 1250 «Денежные средства и эквиваленты» на 31.12.2019 = Строка 4500 «Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на конец отчетного периода» за 2019 год
Строка 4450 «Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на начало отчетного периода» за 2018 год
Строка 1250 «Денежные средства и эквиваленты» на 31.12.2019 = Строка 4450 «Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на начало отчетного периода» за 2019 год
Строка 1250 «Денежные средства и эквиваленты» на 31.12.2018 минус значение на 31.12.2017 = Строка 4400 «Сальдо денежных потоков за отчетный период»

Таблица взаимоувязки показателей: баланс и форма 3 бухгалтерской отчетности.

Форма 1 бухгалтерской отчетности Финансовый отчет об изменениях капитала
Строка 1300 «Итого по разделу 3 баланса «Капитал и резервы»» на 31.12.2019 = Строка 3300 «Итого величина капитала»
Строка 1300 «Итого по разделу 3 баланса «Капитал и резервы»» на 31.12.2018 = Строка 3200 «Итого величина капитала»
Строка 1300 «Итого по разделу 3 баланса «Капитал и резервы»» на 31.12.2017 = Строка 3100 «Итого величина капитала»
Строка 1300 «Итого по разделу 3 баланса «Капитал и резервы»» на 31.12.2018 минус значение на 31.12.2017 = Строка 3310 минус строка 3320

Материалы по теме

Упрощенная бухгалтерская финансовая отчетность за 2020 год

Аналогичные таблицы составляются и по другим отчетам. Например, строка 2400 формы №2 «Чистая прибыль/убыток» равна разности строки 3311 отчета о движении капитала «Увеличение чистой прибыли (предыдущий год)» и строки 3321 «Уменьшение капитала за счет убытка (отчетный год)» этого же документа. Очевидно, что чем больше показателей проверит бухгалтер самостоятельно, тем больше шансов, что ошибок нет.

Бухгалтерская отчетность — что такое и чем регулируется?

Бухгалтерская отчетность — это основной финансовый отчет юридического лица перед государством. В законе дается такое определение: «Бухгалтерская (финансовая) отчетность — это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями законодательства». Это определение содержится в Федеральном законе России «О бухгалтерском учете».

Отсюда следует, что бухгалтерская отчетность должна давать полную картину о финансовом состоянии организации за конкретный период.

Законом 402-ФЗ о бухгалтерском учете установлено, что бухгалтерская отчетность должна быть:

  • Достоверной. Она должна содержать правильные сведения и давать реальное представление о финансовом положении компании.
  • Полезной. Полезность определяется критериями уместности, надежности, сравнимости и своевременности.
    Полной.
  • Существенной. Она должна включать существенные показатели, то есть те, которые имеют влияние на принятие экономических решений.
  • Нейтральной. Нейтральность подразумевает объективность и исключает одностороннее представление интересов той или иной группы.
  • Последовательной.
  • Полной.

В России бухгалтерская отчетность на законодательном уровне регулируется законом 402-ФЗ, Положениями о бухгалтерском учёте (ПБУ), а также частично — Налоговым кодексом РФ. В мире действуют Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО — IFRS), и в России с 1998 года действует специальная программа по приведению российской отчетности в соответствие с МСФО.

В практическом плане бухгалтерская отчетность — это ряд документов, которые необходимо заполнять и представлять в контролирующие органы всем организациям — коммерческим, бюджетным, страховым и прочим. Это:

  • бухгалтерский баланс.
  • отчёт о финансовых результатах.
  • отчёт об изменениях капитала.
  • отчёт о движении денежных средств.

Ниже мы рассмотрим особенности составления и представления бухгалтерской отчетности.

Что касается индивидуальных предпринимателей (ИП), то они не обязаны сдавать бухгалтерские отчеты, как не обязаны вести бухучет. Их основная задача — налоговый учет и отчетность. Также есть предприятия, к которым установлены упрощенные требования по ведению учета и сдаче отчетности по бухгалтерии. Ниже мы также рассмотрим все эти аспекты.

Установлен порядок представления исправленной бухгалтерской отчетности в ГИРБО

Федеральным законом N 247-ФЗ установлен порядок представления исправленной бухгалтерской отчетности в ГИРБО, который с 1 января 2020 г. будет вести ФНС России.

В случае исправления организацией ошибки в бухгалтерской отчетности <2>, обязательный экземпляр которой включен в ГИРБО, организация обязана представить экземпляр исправленной бухгалтерской отчетности (т.е. отчетности, в которой ошибка исправлена) для включения в этот государственный информационный ресурс. Исправленная отчетность представляется:

  • в налоговый орган по месту своего нахождения (т.е. в тот же налоговый орган, в который отчетность была представлена первоначально);

  • в виде электронного документа;

  • по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС России;

  • не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления в отчетность. Если изменения в бухгалтерскую отчетность внесены при утверждении ее (по решению акционеров, участников, т.п.), то исправленная отчетность представляется не позднее чем через 10 рабочих дней, следующих за днем утверждения отчетности;

  • в форматах, утвержденных ФНС России;

  • в порядке, утвержденном ФНС России.

Статья 9. Первичные учетные документы

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.

4. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

Примечание: БУХУЧЕТБольшой раздел с массой полезной информации по бухучету

Уточнена терминология

В Федеральный закон «О бухгалтерском учете» внесены следующие терминологические уточнения:

  • термин «организации государственного сектора» заменен термином «организации бюджетной сферы». Аналогичное уточнение внесено в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности»;

  • термин «органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов» заменен термином «органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами».

Кроме того, расширен перечень экономических субъектов, относящихся к организациям бюджетной сферы: в их число дополнительно включены органы местной администрации.

<1> См. Информационное сообщение от 13 декабря 2018 г. N ИС-учет-12.

<2> Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности установлен Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утвержденным приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. N 63н.

Изменен состав документов, регулирующих бухгалтерский учет

В статье 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлен перечень документов в области регулирования бухгалтерского учета. Федеральным законом N 247-ФЗ данный перечень дополнен федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета государственных финансов (ранее — только федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета).

Согласно внесенным изменениям федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы. Федеральные стандарты бухгалтерского учета устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для всех остальных экономических субъектов.